Рынок запчастей для пневмоподвески и спрос на ее обслуживание растет. Это обещает хорошие возможности для увеличения заработка в независимых автосервисах, ведь даже владельцы таких дорогих автомобилей, как Mercedes-Benz E-класса, Audi A6 Allroad или VW Touareg, после шести и более лет эксплуатации для ремонта сложных систем и узлов склонны обращаться в независимый автосервис. Станции технического обслуживания должны быть к этому готовы.
С конца 50-х годов технология пневмоподвески перекочевала из очень узкого люкс-сегмента в массы. Ее стали применять в дорогих внедорожниках и комфортабельных микроавтобусах. Сегодня есть примеры использования пневмомодулей даже в автомобиле среднего класса – Mercedes C-класса нового поколения. А на популярной модели E-класса «универсал» пневмоподвеска на задней оси идет в стандартной комплектации. С каждым годом количество таких автомобилей будет расти, как и увеличиваться число обращений по поводу их технического обслуживания.
Замена пневмомодуля или пневмокамеры-пружины может поставить автомастерскую в затруднительную ситуацию, ведь без надлежащей подготовки мастеров существует опасность повреждения дорогостоящей детали на этапе установки.
Повторный ремонт – дело малоприятное: клиент нервничает и сомневается, а автосервис теряет время, деньги и репутацию. Но именно так зачастую и случается, если мастер сталкивается с ремонтом современной пневматической подвески впервые. Быстро развивающиеся современные технологии требуют постоянного повышения квалификации работников современного автосервиса, и, чтобы сегодня оставаться профессионалом, нельзя прекращать учиться.
Очевидно, что ремонт «пневмы» сложнее ремонта традиционной подвески с амортизатором и металлической пружиной. И сложность возникает еще на этапе поиска и локализации дефекта. Ведь, кроме компонентов пневмопружины, система состоит из компрессора и целого ряда датчиков, сенсоров уровня высоты, а в некоторых системах – из дополнительной воздушной камеры. Существуют конструкции пневмоподвески, где амортизатор и пневмопружина интегрированы в едином модуле (фото 1), и системы, в которых амортизатор и пневмопружина существуют как отдельные детали (фото 2). Поэтому и картина повреждений у разных систем отличается.
Если худшее, что может случиться с традиционными металлическими пружинами, это коррозия, то пневматическая пружина – деталь более чувствительная. Тут даже гидравлическая жидкость амортизатора в случае вытекания может повредить резину пневмокамеры и лишить ее герметичности. А если при монтаже автомеханик намеренно или случайно растянет пневмокамеру, она уже не вернет необходимую для эксплуатации форму. Достаточно малейшего залома на резиновом корпусе пневмокамеры, чтобы существенно сократить срок ее службы.
Из других сложностей обслуживания пневмоподвески стоит выделить электронное управление. Оно обслуживается только с применением специального диагностического оборудования, без которого грамотный ремонт просто невозможен.
Все это для рядового автосервиса может быть сложным и пугающим, но такова суровая реальность сегодняшнего и завтрашнего дня: уйти от обслуживания сложных с технической точки зрения автомобилей современному автосервису не удастся.
Выход в этой ситуации очевиден: повышать компетентность мастеров-механиков на станции технического обслуживания, проводить обучение самостоятельно, участвовать в семинарах.
Но может возникнуть другой, не менее серьезный вопрос: наличие необходимого инструмента и расходных запчастей. И в этом случае правильным решением будет обращение за требуемыми запчастями и сопроводительной информацией к хорошо известным и зарекомендовавшим себя брендам, к их официальным представителям.
К примеру, концерн thyssenkrupp Bilstein – поставщик пневмоподвески на конвейер Mercedes – предлагает пневмомодули оригинального качества для рынка запчастей постпродажного обслуживания. Кроме этого, компания регулярно организовывает специальные тренинги и семинары для своих дистрибьюторов и их клиентов – независимых автомастерских. Такие тренинги проводятся и в Казахстане. Чтобы получить возможность участвовать в такой программе обучения представителю автосервиса необходимо связаться с официальным дистрибьютором BILSTEIN в своем городе.
Подобные семинары-тренинги призваны обучить персонал автомастерских особенностям обслуживания и ремонта пневматической подвески, уберечь их от наиболее типичных ошибок, которые могут стать причинами рекламаций и жалоб клиентов. И, как показывает практика, фундаментальные знания о надлежащем применении инструмента, диагностического оборудования, общение в среде коллег по цеху действительно влияет позитивно на развитие автосервиса и при наличии востребованной услуги – обслуживание и ремонт пневмоподвески – наилучшим образом отражается на его статусе.
Процедуру обслуживания пневмоподвески мы хотим проиллюстрировать конкретным примером – заменой пневмопружин на Mercedds-Benz Е-класса. Сложность в этом случае заключается в том, что для начала необходимо правильно демонтировать камеру пневмопружины. И для этого нужно предварительно опустить уровень задней оси.
Следует соблюдать такой порядок работ:
1. Перед началом ремонта мастеру-мехатронику* нужно убедиться, что он может воспользоваться необходимым диагностическим оборудованием и специальным инструментом автопроизводителя. Помните, что давление в пневмосистеме можно проверить только специальным диагностическим оборудованием.
2. Перед установкой необходимо проверить новую деталь: на задней оси модели E-класса высота пневмопружины должна составлять максимум 300 мм от монтажного кольца (проушины) до верхней плоскости камеры. Растянутые пневмокамеры следует утилизировать, а не монтировать! Также важно до начала работ измерить и записать расстояние от середины ступицы до края колесной ниши/крыла, чтобы потом соблюсти этот размер при монтаже (фото 3).
3. С помощью диагностического оборудования следует снизить давление в пневмопружине до 3 бар. Перед снятием необходимо установить предусмотренные автопроизводителем предохранительные пластины («фальшколеса»), слить горючее из бака и отсоединить топливный шланг.
4. Теперь давление пневмопружины можно опустить до 0 и поддеть ее из удерживающей зажим-клипсы. Чтобы изъять камеру нужно прежде отсоединить датчики высоты кузова и демонтировать всю заднюю ось (фото 4). Для отсоединения пневмопровода следует пользоваться специнструментом от автопроизводителя.
5. Далее можно снять старые пневмопружины и установить новые. Bilstein рекомендует менять их всегда попарно на оси. Новые пружины следует обязательно закрепить новыми клипсами-фиксаторами, которые поставляются в комплекте с пневмопружинами. В этом же комплекте поставляются и новые соединения для системы превмопроводов. Их тоже следует установить взамен старых.
6. Следующий шаг после установки новой пневмопружины – монтаж задней оси, подключение главного провода пневмосистемы и электропроводки. Предохранительные пластины после этого можно удалить и подключить шланг бензобака.
Далее по списку – монтаж тормозных суппортов.
7. В завершение следует в обязательном порядке воспользоваться диагностическим оборудованием.
Вначале в пружине создается давление 0,5 бар, что будет способствовать плотной посадке в удерживающей клипсе, о чем сообщит характерный щелчок.
Далее следует отрегулировать высоту кузова в соответствии с зафиксированными перед демонтажем параметрами. Если по каким-либо причинам замер не был снят, следует воспользоваться специальным угломером, как указано в инструкции автопроизводителя. Помните! Устанавливая пружину под неправильным углом, вы рискуете повредить ее. После регулировки высоты пружину следует зафиксировать.
Ошибки при установке пневмопружины часто сопровождаются сжиманием резинового материала пневмокамеры и образованием заломов. Даже небольшой залом при дальнейшей эксплуатации быстро выведет пневмокамеру из строя
8. Давление в системе необходимо поднять до 2 бар и снова проверить положение пружин. (Пневмопружина должна стоять строго параллельно амортизатору. Наклон как на рис.1, расстояние от рычага до основания корпуса пружины: а. — внутренний размер 19 мм, б. — наружный размер 36 мм). Автомобиль при этом должен оставаться на подъемнике до тех пор, пока в пневмомодуле не будет установлено рабочее давление.
Постановка автомобиля на колеса на этом этапе является наиболее распространенной ошибкой мастеров, вследствие которой повреждаются новые пружины еще при их установке, и это повлияет на их работоспособность и значительно сократит срок службы.
9. После поднятия давления до 2 бар и проверки правильности монтажа пневмопружины давление в модуле следует поднять до 5 бар. После этого автомобиль можно опустить с подъемника на колеса.
В конце мастер-мехатроник должен испытать систему настройки высоты кузова на всех возможных режимах. После этого все соединения следует зафиксировать специальным инструментом с надлежащим моментом затяжки.
Далее с помощью диагностического оборудования сбрасываются ошибки, вызванные ремонтными работами в подвеске. В завершение следует проверить и настроить углы развала-схождения колес.
Заметим, что ремонт пневмоподвески не всегда настолько сложен. К примеру, на передней оси E-класса модуль пневматической подвески монтируется сравнительно просто, практически как традиционная стойка амортизатора. Существенная разница заключается в стоимости деталей.
Мехатроник – новая специальность в автосервисе, возникшая из-за постоянно растущего уровня применения электроники в современном автомобилестроении.
В поисках дефекта следует учитывать все узлы
При сравнении с традиционными системами подвески, сложность работ с пневмоподвеской состоит не только в ее ремонте, замене компонентов. Самым ответственным этапом является диагностика неисправности. Чтобы найти проблему, автомеханику следует обследовать всю систему пневмоподвески, а не ограничиваться только амортизатором. Ведь даже незначительное нарушение герметичности пневмопружины может за короткое время вывести из строя сам компрессор. Заменив только компрессор и не устранив первопричину, мастер рискует получить недовольного клиента с повторившейся проблемой. Уделяйте внимание всему: даже обычная коррозия на штекерах и контактах может привести к выходу из строя электронных компонентов системы, например, электроклапанов.
Bilstein снял несколько обучающих видеоинструкций о ремонте пневмоподвески, в том числе о замене пневмопружин на задней оси Mercedes-Benz E-класса.
Ролики можно увидеть по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=eUkhyOUe6yE.
thyssenkrupp Bilstein GmbH предлагает пневмопружины и пневмомодули на Mercedes-Benz S-класса (W220), E-класса (W211), M-класса (W164), R-класса (W251). Кроме этого, ассортимент продукции охватывает такие модели, как BMW Х5 (Е53), BMW 7-ой серии (Е65), VW Touareg, Porsche Cayenne, Jaguar X350, Land Rover Discovery, Range Rover (L322) и другие