Растущая мощь современных двигателей позволяет достигать очень высоких крутящих моментов, что чревато для автомобиля рывками на ходу и высокими вибрациями. Нивелирует эти негативные явления двухмассовый маховик (ДММ) – конструкционно сложное изделие, в диагностике работы которого механики нередко допускают ошибки. Избежать их помогут нашим читателям советы и рекомендации специалистов компании ZF.
Начать, пожалуй, стоит с главной ошибки. Если в трансмиссии слышны необычные звуки, то механик прежде всего грешит на двухмассовый маховик, который нередко и меняют без дополнительной проверки. А тем временем опыт экспертов ZF Aftermarket свидетельствует, что замена данного узла, оборачивающаяся немалыми временными и материальными затратами, часто бывает бессмысленна, поскольку причины возникших неудобств могут быть вовсе не в маховике.
Например, шум при пуске двигателя может быть связан не только с неисправностью маховика, но и с низкой частотой вращения вала, а также с падением мощности стартера или низким напряжением от аккумулятора, которое возникает из-за окисления на клеммах. А теперь давайте мысленно сопоставим трудозатраты на чистку клемм и на замену двухмассового маховика…
Еще одной причиной шума может быть износ подшипников в натяжителе приводного ремня. В любом случае при диагностике ДММ механику стоит выявлять неисправности в движении, так как подозрение на неисправность маховика обоснованно только тогда, когда шумы возникают при нормальном ускорении и переключении передач. Если машина, двигающаяся на высокой скорости с максимальными оборотами и на высокой передаче, не издает стуков, не вибрирует и двигается равномерно без резких рывков, то подозрение в неисправности ДММ можно поставить под сомнение.
Некоторые дополнительные ценные данные для диагностики могут быть получены благодаря вниманию механика к двигателю. Например, вибрация может объясняться неправильной работой форсунок, по-разному дозирующих впрыск в каждый из цилиндров. Такой же эффект может проявиться при неполадках или перенастройках (чип-тюнинг) в системе управления двигателем. Выявить негативные изменения поможет диагностическое оборудование. Кстати говоря, вибрации, возникающие по указанным причинам, неизбежно вызовут перегрузки в маховике и быстро выведут его из строя.
После тестового заезда и приборной диагностики двигателя имеет смысл осмотреть двухмассовый маховик. Тревожный симптом – изменение характерного цвета металла на трущейся поверхности вторичного диска, что свидетельствует о механической перегрузке маховика и его перегреве. Так происходит, когда водитель долго выжимает сцепление при пробуксовке. Смазка в ДММ в этой ситуации спекается и затвердевает, после чего двухмассовый маховик необходимо менять.
Ввиду перегрузок и перегрева на поверхности маховика могут даже появиться видимые невооруженным глазом трещины. Совершенно очевидно, что в данном случае также нужна замена, так как маховик может просто разлететься на части во время езды.
Еще одно основание для замены маховика – износ осевого опорного подшипника, о котором могут свидетельствовать цвета побежалости ниже поверхности трения, между заклепками. Износ этого подшипника может вызвать шум во время движения.
Внимательный мастер может также заметить следы смазки, вытекающей из корпуса маховика. Но если такие протечки незначительны, то беспокоиться не стоит, так как конструктивные особенности ДММ допускают такой ход событий и не критичны.
Для точной диагностики двухмассового маховика – как без его демонтажа, так и после снятия – под брендом Sachs выпускается специальное устройство. Как известно, ДММ, располагающийся между двигателем и трансмиссией, состоит из двух масс, подвижно соединенных системой радиально расположенных пружин, которые опираются на вращающийся подшипник. Так вот, инструмент Sachs позволяет проверить свободный ход одной массы относительно другой, а также определить жесткость пружин, состояние осевого подшипника и смещение масс в радиальной плоскости.
В том случае если двухмассовый маховик исправен, смещение масс относительно друг друга должно быть одинаковым при приложении равных усилий. Вращение маховика не должно вызывать рывков, торможений, залипаний или трения. Если какой-либо из тревожных симптомов присутствует или что-то идет не так, то можно предположить дефект внутренних деталей ДММ – поломку пружин или сепараторов, требующих замены маховика.
Помимо всего, о чем мы сказали выше, мастер должен знать, что своевременная проверка двухмассового маховика важна не только с точки зрения целостности и долговечности самого этого узла. Она может предотвратить еще и серьезное повреждение сцепления.
Статья подготовлена по материалам ZF