Пневматическая подвеска современных автомобилей становится все сложнее. Конструкторы связывают модули пневмоподвески шинами передачи данных со вспомогательными системами, с кузовом и даже двигателем автомобиля. Делается это для того, чтобы автомобиль работал как единый организм. Вместе с тем механикам сервисных предприятий, работающим с пневматической подвеской, также приходится наращивать знания и совершенствовать навыки.
Современная система пневматической подвески способна работать в нескольких режимах, чтобы точно адаптировать демпфирование к реальным дорожным условиям. Так, пневмоподвеска делает машину ниже на высоких скоростях и поднимает, когда автомобиль движется по сложному рельефу. Нужно знать, что система пневмоподвески имеет режим, позволяющий сохранять относительную работоспособность, чтобы автомобиль мог своим ходом доехать до сервисной станции.
Система современной пневматической подвески состоит из компрессора и целого ряда датчиков, сенсоров уровня высоты, а в некоторых системах – из дополнительной воздушной камеры. Существуют конструкции, где амортизатор и пневмопружина интегрированы в единый модуль, и системы, в которых амортизатор и пневмопружина существуют как отдельные детали. Поэтому и картина повреждений разных систем отличается.
В работе с пневмоподвеской прежде всего нужно точно диагностировать проблему. Для этого мастеру потребуется современный сканер, взаимодействующий с модулями контроля компрессора, с клапанной системой и датчиками. Сканер должен считывать коды, транслировать отображаемые данные и параметры калибровки. Датчики, установленные в подвеске автомобиля, контролируют вертикальные и горизонтальные ходы подвески, температуру компрессора, давление в пневмосистеме.
Чтобы найти проблему, автомеханику следует обследовать всю систему пневмоподвески, а не ограничиваться только амортизатором. Ведь даже незначительное нарушение герметичности пневмопружины может за короткое время вывести из строя компрессор – ключевое звено пневматической системы. В большинстве случаев это так называемые сухие поршневые компрессоры. Выход из строя этих компрессоров связан в основном с воздействием влаги и грязи. Износ уплотнительных деталей не позволит компрессору генерировать необходимое и достаточное давление. В качестве компенсации потерь модуль управления увеличит время работы компрессора. И это не должно остаться без внимания мастера.
Сбои компрессора отзываются целым рядом признаков, которые могут на первый взгляд восприниматься как утечки. Большинство систем при диагностике сканером выдают код о том, что система не может обнаружить изменения давления в резервуаре при работающем компрессоре. Нередко это понимается мастером как проблема с резервуаром или утечка, а не проблема с компрессором.
Еще один важный момент, который стоит иметь в виду: как правило, система пневмоподвески не запускает компрессор вместе с пуском двигателя. Связано это с тем, что компрессор должен получать обдув для охлаждения. Соответственно, электроника запускает компрессор при достижении автомобилем определенной заданной скорости движения. Когда машина стоит на месте, компрессор пневмоподвески не работает.
Модуль пневмоподвески способен служить на протяжении 130–160 тыс. км пробега. Затем резина воздушной камеры может потерять надлежащую эластичность, могут появиться трещины вокруг нижнего поршня, могут выйти из строя уплотнительные элементы. Пространство ниже камеры тоже работает как демпфер, подвергаясь воздействию тех же сил, которые возникают в обычный амортизационной стойке. Механические повреждения могут привести к потере демпфирующих свойств, к загибу стержней и стоек. Электронные компоненты и датчики обычно исправно служат весь срок службы автомобиля.
При обслуживании пневматической подвески внимания требует осушитель воздуха. Он насыщается влагой, когда компрессор перегружен. А повышенная нагрузка может свидетельствовать об утечке давления.
Замена пневмомодуля или пневмокамеры-пружины может оказаться для автомастерской затруднительной, ведь без надлежащей подготовки существует риск повреждения дорогостоящей детали на этапе установки.
Приступая к работе с пневмоподвеской, мастеру нужно убедиться, что он может воспользоваться необходимым диагностическим оборудованием, а иногда и специальным инструментом автопроизводителя. Необходимо помнить, что давление в пневмосистеме проверяется только специальным диагностическим оборудованием.
Перед снятием пневмомодуля давление пневмопружины снижается до нуля. Для отсоединения пневмопровода следует пользоваться специнструментом.
Важно иметь в виду, что пневмомодули заменяются попарно на оси. Новые пружины следует крепить только новыми клипсами-фиксаторами, которые поставляются в комплекте с пневмопружинами. В этом же комплекте поставляются и соединения для системы превмопроводов. Их тоже следует установить взамен старых.
После монтажа в пружине создается давление в 0,5 бара для плотной посадки в удерживающей клипсе. Далее регулируется высота кузова в соответствии с предписанными автопроизводителем параметрами. Помните! Устанавливая пневмопружину под неправильным углом, вы рискуете повредить ее. После регулировки высоты кузова пружину следует зафиксировать, поднять давление до двух бар и снова проверить высоту кузова. Автомобиль при этом должен оставаться на подъемнике до тех пор, пока в пневмомодуле не будет установлено рабочее давление. Постановка автомобиля на колеса на этом этапе работ является наиболее распространенной ошибкой мастеров, вследствие которой повреждаются новые пневмомодули.
После проверки правильности монтажа пневмопружины давление в модулях следует поднять до рабочего. После этого автомобиль можно опустить с подъемника на колеса.
На завершающем этапе работ мастер должен испытать систему пневмоподвески во всех возможных режимах. После этого все соединения следует зафиксировать специальным инструментом с надлежащим моментом затяжки. Далее с помощью диагностического оборудования сбрасываются коды ошибок, вызванные ремонтными работами. В завершение настраиваются углы развала-схождения колес.
Мы привели общие рекомендации в работе с подвеской, обозначив моменты, требующие особого внимания мастеров. В конкретных случаях регламенты работ с пневматическими модулями могут существенно отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля.
Фотоматериал Bilstein