Специалисты компании DENSO напомнили автолюбителям и профессионалам о ключевых факторах эффективного сгорания топлива и способах первичной диагностики неисправностей системы зажигания.
В современных двигателях с высоким КПД и низким уровнем выбросов для обеспечения эффективного сгорания топливовоздушной смеси требуется высокая стабильная выходная мощность зажигания.
Высокое напряжение, как известно, обеспечивается катушкой зажигания, преобразующей низкое напряжение аккумулятора в тысячевольтный заряд, подающийся на свечи зажигания. По сути, катушка зажигания стержневого типа является трансформатором, состоящим из первичной и вторичной обмотки на металлическом сердечнике. Первичная обмотка преобразует электроэнергию низкого напряжения в магнитную. Вторичная обмотка преобразует изменения магнитного потока в электроэнергию с высоким напряжением. Сердечник же является магнитным контуром.
До недавнего времени автопроизводители широко использовали распределительные системы зажигания, в которых высокое напряжение от катушки раздавалось на свечи. Сегодня в двигателях применяются системы зажигания без распределителя (DLI), называемые еще системами непосредственного зажигания (DIS). В таких устройствах высокое напряжение образуется в катушках стержневого типа, интегрированных в каждую из свечей зажигания.
Так или иначе, если катушки зажигания выходят из строя до истечения предусмотренного срока службы, то причин может быть несколько: низкий заряд аккумуляторной батареи, перегрев катушки из-за внутренних коротких замыканий, неисправность проводов высокого напряжения или механическое повреждение.
Признаком повреждения катушки зажигания может быть отсутствие искрообразования; двигатель может глохнуть на ходу, но запускаться повторно; могут возникнуть пропуски зажигания, тогда снизится динамика двигателя, автомобиль будет медленно, неохотно разгоняться.
При возникновении проблем с зажиганием в автомобиле с электронной системой зажигания, как правило, загорается контрольная лампа неисправности двигателя и выводится диагностический код неисправности (DTC). В этом случае необходимо убедиться в отсутствии трещин или нагара на корпусе катушки зажигания, проверить, нет ли коррозии или износа на свечах зажигания, нет ли на них следов воды и масла. Стоит проверить правильность соединения катушки зажигания со свечами.
В свою очередь, свечи зажигания тоже важнейший компонент системы, оказывающий непосредственное влияние на эффективность двигателя. Высокое напряжение создает ток разряда между центральным и заземляющим электродами, образуется искра, воспламеняющая сжатую топливовоздушную смесь. Разряд происходит примерно за 0,001 секунды, и так как процесс этот весьма непрост, значение в нем имеет не только мощность искрового разряда, но и точность и стабильность.
Работая со свечами зажигания, стоит иметь в виду, что помимо оригинальных компонентов присутствуют запчасти с улучшенными характеристиками. К таковым можно отнести, например, иридиевые свечи зажигания. Их высокая воспламеняющая способность и долговечность обеспечиваются сверхтонкими электродами (0,4 мм) с иридиевым покрытием.
Итак, для того чтобы добиться эффективной работы двигателя и, как следствие, должных эксплуатационных характеристик автомобиля, мастер, занимающийся решением проблем системы зажигания, должен быть внимательным ко всем компонентам данной системы, не ограничиваясь поиском одной-единственной причины неполадок.