Специалисты компании Nissens недавно напомнили сервисменам о важности правильной работы некоторых компонентов системы кондиционирования воздуха. Они, в частности, рассмотрели функционал расширительного клапана, указали на возможные неполадки и выявили пути профилактики и способы ремонта данного узла.
Как известно, стабильная работа системы кондиционирования воздуха транспортного средства в немалой степени зависит от двух факторов – тока хладагента по контуру и изменения состояния хладагента.
Для правильной работы системы кондиционирования важен контроль процесса расширения. Для этого в большинстве конструкций автомобильных кондиционеров используется расширительный клапан, обычно устанавливаемый на входе в испаритель. Его основная функция – преобразовывать жидкость в газ низкого давления и регулировать поток хладагента через систему кондиционирования автомобиля.
В исправном состоянии клапан точно дозирует количество хладагента в зависимости от температуры наружного воздуха и потребностей в кондиционировании воздуха. Но расширительный клапан является сложным и хрупким устройством. Так как он работает под высоким давлением и чувствителен к температуре, неправильные условия работы, а также загрязнения внутри контура могут привести к сбою в регулировках клапана и его неисправности.
Если расширительный клапан заклинивает в открытом состоянии, то через систему в компрессор поступает слишком много хладагента. Засорение клапана оборачивается слишком малым количеством хладагента, увеличивается давление в системе и происходит перегрев компрессора кондиционера.
Если вовремя не отреагировать на нештатную работу расширительного клапана, это может вызвать проблемы с функциональностью и производительностью всей системы кондиционирования, обернувшись дорогостоящими и необратимыми повреждениями других компонентов, например компрессора.
При подозрении на неисправность работы расширительного клапана рекомендуется выполнить развернутую диагностику системы. Начать ее стоит с проверки рабочего давления. Нормальные показания манометра должны составлять от 2 до 3 бар на нижней стороне и от 14 до 24 бар на верхней стороне.
Если система кондиционирования работает при неправильном давлении, то есть когда, например, заблокирован расширительный клапан, на некоторых участках контура могут возникнуть избыточные температуры. Проще всего обнаружить перегрев на компонентах высокого давления. Температура выше 50 °C предупредит о возможных блокировках/неисправностях расширительного клапана.
В целом же нужно знать, что неполадки в расширительном клапане могут привести к снижению производительности системы кондиционирования или к току теплого воздуха вместо охлажденного. Изморозь на испарителе или вентиляционных отверстиях может свидетельствовать об утечке хладагента либо о том, что хладагент поступает в систему в большем, чем нужно, количестве.
Непостоянный поток охлажденного воздуха – чередование холодного воздуха с теплым – также может свидетельствовать о неисправности расширительного клапана. Если мастер убеждается в том, что проблемы связаны именно с поломкой клапана, деталь необходимо заменить.