Система привода вспомогательных агрегатов на первый взгляд не кажется сложной или важной. В конце концов, это всего лишь несколько «колесиков» с ремнем. Однако ее функция чрезвычайно ответственна. А один из самых значительных элементов этой системы – шкив коленчатого вала, в последнее время все чаще называемый демпферным. Почему? На этот и многие другие вопросы отвечают эксперты компании Febest.
Что такое демпферный шкив коленчатого вала?
Демпферный шкив коленчатого вала представляет собой особый шкив, установленный на хвостовике коленчатого вала. Он заставляет вращаться ремень(ни) вспомогательных агрегатов, который в свою очередь приводит в действие генератор переменного тока, компрессор кондиционера, насос гидроусилителя руля, водяной насос и так далее, в то же время противодействуя крутильным и резонансным колебаниям коленчатого вала.
Для эффективной работы это устройство должно быть с натягом посажено на коленчатый вал. Такая посадка гарантирует, что шкив движется в идеальном такте с коленчатым валом.
Чаще всего шкив необходим двигателям с длинными коленчатыми валами (такими как рядные двигатели с шестью или восемью цилиндрами), двигателям V-образной конструкции (опять же «шестеркам» и «восьмеркам»), а также 3-цилиндровым моторам с непоследовательным порядком включения. Известно, что возникающие в процессе работы двигателя гармонические и крутильные колебания могут не только значительно сократить срок службы коленчатого вала или даже вызвать мгновенную поломку, если коленчатый вал работает в усиленном резонансе, но и передаться приводимым им в действие навесным агрегатам. Поэтому шкивы, чтобы уменьшить механические воздействия и заглушить резонансы коленчатого вала, проектируют с определенным весом и диаметром, которые зависят от используемого демпфирующего материала.
Демпферный шкив коленчатого вала отвечает за очень важные задачи:
Обеспечение функционирования навесных агрегатов двигателя.
Поглощение вибрации, исходящей от коленчатого вала. Без демпфирующего резинового слоя, содержащегося внутри шкива, вибрация передавалась бы на привод, вызывая постоянный преждевременный износ и в конечном итоге выход агрегатов из строя. Этот демпфирующий слой представляет собой резиновое кольцо между внутренней и внешней частями шкива, гасящее вибрации двигателя, передающиеся через коленчатый вал.
Почему шкив должен быть заменен?
Замена шкива коленчатого вала до того, как он выйдет из строя, может не только помочь автомобилю работать более эффективно, но и сэкономить невероятную сумму денег на ремонте. При выходе из строя шкива коленчатого вала полностью нарушается привод вспомогательных агрегатов. Даже вращение рулевого колеса (на автомобилях с гидроусилителем) или поддержание комфортной температуры в салоне может вызвать проблемы.
В лучшем случае все обойдется заменой шкива. В худшем – предстоит замена дорогостоящих компонентов с дополнительными трудозатратами на выполнение нескольких сложных операций. Поэтому из-за его невероятно важной роли в двигателе шкив коленчатого вала никогда не должен доходить до состояния чрезмерного износа или полной выработки ресурса.
Когда следует менять шкив коленчатого вала?
Шкив коленчатого вала рассчитан на длительный срок службы двигателя. Однако из-за износа, высоких температур, воздействия охлаждающей жидкости или моторного масла (из-за утечек) резиновое кольцо может быть повреждено. А именно оно работает как гаситель вибрации, который скрепляет внутреннюю часть с внешней частью шкива. Если вы заметили, что масло или охлаждающая жидкость попали на шкив коленчатого вала, его следует тотчас заменить, пока он не вышел из строя. Если автомобиль начинает трясти и вы подозреваете, что шкив коленчатого вала может быть поврежден, рекомендуется более внимательно осмотреть его и заменить при первых признаках повреждения.
Чтобы осмотреть шкив, его следует демонтировать и осмотреть с обеих сторон. Осмотр только внешней стороны не даст полного представления о состоянии запчасти.
Если после снятия детали у мастера появляются сомнения в исправной работе запчасти, ее следует заменить – эти затраты будут на порядок меньше, чем последующий ремонт при выходе шкива из строя.
Диагностика и последствия неисправности шкива
Существует несколько наиболее распространенных симптомов неисправности:
Вибрация двигателя: при выходе из строя демпферного шкива он перестанет поглощать вибрации коленчатого вала, которые передаются вспомогательным устройствам двигателя. Вибрация будет усиливаться по мере приближения оборотов к резонансной частоте двигателя.
Проблемы с холостым ходом: если вы заметили, что двигатель работает на холостом ходу неравномерно, но не чувствуете пропусков зажигания или проблем со сгоранием, вам, вероятно, следует проверить шкив коленчатого вала.
На приборной панели горит аварийная сигнализация аккумуляторной батареи: когда резина или изолирующий состав разрушаются, шкив коленчатого вала перестает корректно выполнять свои функции. Внутренняя часть шкива может вообще отделиться от внешней – той, которая соприкасается с приводным ремнем. Когда приводной ремень перестанет вращаться, все навесные агрегаты перестанут работать. Генератор, который часто приводится в действие приводным ремнем, перестанет вращаться и не сможет заряжать аккумулятор, что приведет к включению соответствующей аварийной сигнализации на комбинации приборов.
Жесткое рулевое колесо: в автомобилях, оснащенных насосом гидроусилителя рулевого управления, приводимым в действие приводным ремнем, в случае повреждения шкива коленчатого вала приводной ремень перестанет вращаться, что приведет к остановке работы насоса гидроусилителя рулевого управления. Без помощи насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиль будет трудно поворачивать влево и вправо.
Неисправность компрессора системы вентиляции и кондиционирования воздуха: компрессор кондиционера также приводится в действие от приводного ремня и может перестать работать при возникновении проблем с демпферным шкивом коленчатого вала.
Поломка натяжителя приводного ремня: неисправный демпферный шкив коленчатого вала не сможет должным образом поглощать вибрации. Эта вибрация будет передаваться на приводной ремень и остальную систему вспомогательного оборудования двигателя. Натяжитель ремня может перемещаться чрезмерно, пытаясь сохранить натяжение ремня постоянным, но во многих случаях это не удается, что в свою очередь приводит к провисанию приводного ремня, повреждая его и в конечном счете приводя к проскальзыванию ремня на шкивах.
Повреждение коробки передач или двигателя: если двигатель долгое время работал с неисправным шкивом коленчатого вала, вибрация может повредить трансмиссию, а в некоторых случаях она может повредить и внутренние детали двигателя, такие как, например, подшипники коленчатого вала. Вибрации также могут повредить подшипники, вал и шестерни коробки передач, замена которых требует снятия коробки передач с автомобиля для ремонта.
Повреждение кромки приводного ремня: неисправный шкив коленчатого вала может привести к смещению ремня, что в свою очередь повредит кромки приводного ремня. Это также может привести к повреждению роликов и неметаллических шкивов.
Визжащие звуки: в некоторых крайних случаях вы можете услышать визг, скрежет или «поскуливания», характерные для неисправных приводных ремней. Эти шумы также могут быть вызваны несоосным и плохо натянутым приводным ремнем. Неисправный шкив коленчатого вала может вызывать те же шумы, что и смещение приводного ремня из-за потери натяжения.
Каковы наиболее частые причины выхода из строя демпферного шкива?
Процессы естественного старения приводят к затвердеванию резины, следствием чего становится растрескивание и невозможность выполнять свою функцию должным образом.
Сильные перегревы приводят к деформации демпфирующего слоя.
Загрязнения. Наиболее опасны ГСМ, которые крайне негативно влияют на состояние резины, вплоть до ее полного разрушения.
Использование одномассового маховика там, где изначально был предусмотрен маховик с двумя массами, приводит к перегрузке демпферного шкива и повреждению резины.
Несоответствие запчасти стандартам ОЕ и производственный брак.
Неправильная установка – самая частая причина повреждения демпферного шкива коленчатого вала.
Нужно ли использовать новый крепеж при замене демпферного шкива?
В зависимости от области применения для крепления демпферного шкива к коленчатому валу могут использоваться специальные болты. Во время выполнения работ по замене или после демонтажа шкива для визуального осмотра эти болты рекомендуется заменить. Важность их замены обусловлена возможной деформацией болтов, что исключает их повторное использование. Рекомендуется также проводить затяжку крепежных болтов с применением динамометрического ключа, соблюдая рекомендованный производителем момент затяжки.
Какой ассортимент демпферных шкивов коленчатого вала предлагает компания Febest?
Компания Febest предлагает самую актуальную и современную линейку шкивов коленчатого вала на вторичном рынке. Ассортимент насчитывает десятки позиций наиболее востребованных вариантов применений: от сплошных шкивов для старых двигателей до демпферных для современных моторов.
Используя свой обширный опыт в области производства резино-металлических изделий, Febest может обеспечить идеальное сцепление резины с металлом и оптимальную прочность резиновых компонентов, используемых в демпферных шкивах, тем самым гарантируя наилучшее качество на вторичном рынке. Более того, технологии, используемые в шкивах коленчатого вала Febest, совершенствовались годами благодаря собственным исследованиям специалистов компании в области гашения вибрации. Можно с полной уверенностью сказать, что сегодня они базируются на самых передовых методах снижения вибрации.
Таким образом, покупая шкив коленчатого вала Febest, вы не только покупаете комплект, который на 100% соответствует назначению, стандартам OE или выше, но и приобретаете огромный опыт, который дает Febest в продажах, маркетинге, техническом обслуживании, и гарантии.
Фотоматериал Febest