24 ноября 2024
Автобизнес

Завод, парящий над стереотипами

BMWfactory032015

Одной из наиболее красивых штаб-квартир в мире исполнилось 10 лет. И мы, возможно, не слишком впечатлили бы читателя этим фактом, если бы не сообщили, что речь идет о здании автозавода BMW Group в Лейпциге, созданном архитектором Захой Хадид.

Рассказом об этом примечательнейшем сооружении наш журнал открывает цикл статей о наиболее ярких мировых центрах автомобильного производства.

Центральное здание завода БМВ в Лейпциге является воплощением идеи о том, что архитектура может позитивно влиять на производственную атмосферу и продуктивность работы команды. Отделы администрации, контроля качества, дизайнерские и другие службы здесь вплотную соседствуют с конвейером. Оригинальное творение архитектора поражает воображение и до сих пор не имеет аналогов. В 2013 году здание вошло в топ-10 рейтинга «Лучшие корпоративные здания мира». Оно имеет еще целый ряд наград, включая Deutsche Architekturpreis – немецкую премию в области архитектуры.

BMWfactory032015 1
НА ПРОИЗВОДСТВЕ СУЩЕСТВУЮТ ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И НАВИГАЦИИ. ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДАЯ ДЕТАЛЬ ПЕРЕД МОНТАЖОМ СКАНИРУЕТСЯ. КОМПЬЮТЕР ПО ПОЛУЧЕННЫМ ОПТИЧЕСКИМ ДАННЫМ ОПРЕДЕЛЯЕТ СООТВЕТСТВИЕ ДЕТАЛИ НЕОБХОДИМЫМ ПАРАМЕТРАМ. ТАКЖЕ ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СТОЯТ НА КОНВЕЙЕРЕ ПРИ УСТАНОВКЕ ЛОБОВОГО И ЗАДНЕГО СТЕКОЛ ДЛЯ БОЛЕЕ ТОЧНОЙ ПОСАДКИ.

Сама Заха Хадид, британский архитектор иракского происхождения, так объясняет концепцию своего творения: «Дизайн здания завода BMW Group в Лейпциге отражает намерение компании создать полностью интегрированное рабочее пространство, избегая традиционного деления на группы, которое теперь не считается уместным для современных рабочих зон. Интеграция, коммуникация и сотрудничество – вот слова, определяющие облик завода BMW в Лейпциге. Его сотрудники продолжают придумывать инновационные идеи, разрабатывать передовые технологии для строительства моделей BMW i3 и BMW i8, которые вносят существенный вклад в снижение выбросов углекислого газа, и реализовывать в жизнь уникальные общественные программы. Успех BMW Group в Лейпциге – свидетельство стратегического подхода, честолюбия и вовлеченности каждого человека в процесс».

BMWfactory032015 2
Директору завода подчиняются пять лидеров: по качеству, по покраске, по цеху штамповки, по цеху сборки и PR. У всех лидеров примерно по 40 подчиненных (кроме PR). Глобальное руководство осуществляется из Мюнхена.

Понятия «взаимосвязанность» и «движение» стали ключевыми для архитектуры здания. И не случайно при его создании Заха Хадид говорила: «Все течет и движется! Это место, в которое энергия прибывает со всех сторон!». Архитектор всегда стремилась разрушить общепринятые каноны и расширить рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью, для усиления внутреннего движения и деформации, Заха Хадид полностью отвергает геометрию в общепринятом понимании, использует искаженную перспективу, акцентировано выявляя острые углы и кривые линии.

Интерьер центрального здания следует принципам полной прозрачности и оптимальной эффективности рабочего процесса. На пути из штамповочного в покрасочный цех автомобили разной степени готовности открыты как взору каждого из тысяч работников завода, так и взору посетителей. Кузова машин «парят» вдоль 600-метрового сборочного конвейера в полной тишине.

BMWfactory032015 3
Каждую неделю рабочие обсуждают производственную цепочку с целью улучшения производства, а также для сбора рационализаторских предложений, внедрение которых премируется.

Задание на проектирование включало три основных производственных корпуса по количеству функций – сварка, окраска, сборка, – сведенных под одной крышей и расположенных вокруг главного здания в форме звезды. Наращивая количество лучей-корпусов, в будущем планируется расширять производство.

Центральное здание – мозг заводского комплекса: все пути и нервные связи стекаются сюда. Однако главным достоинством проекта является исключительная возможность органичного объединения производственного и офисного пространств. Естественно, шумное производство вынесено на периферию комплекса, чтобы не нарушать тишину офисов, но идущая в цех окраски сдвоенная лента конвейера проходит прямо над головами служащих бюро и отделов. В одну сторону над ними проплывают эффектно подсвеченные серые металлические кузова, обратно – они же, но уже окрашенные в один из тринадцати цветов, в которых сегодня поставляется третья серия.

BMWfactory032015 4

С момента ввода в эксплуатацию в 2005 году лейпцигский завод BMW Group выпустил более 1,6 млн новых автомобилей, включая две инновационные модели: BMW i3, работающую исключительно на электричестве, и plug-in – гибрид BMW i8.

Грузовики подъезжают практически вплотную к конвейеру. По участкам сборки детали развозятся беспилотными тележками, которые «ориентируются» по напольной магнитной разметке. В сварочном цехе полтысячи роботов обеспечивают почти стопроцентный уровень автоматизации, сваривая шестьсот деталей каждого кузова пятью тысячами швов точечной сварки.

BMWfactory032015 5
В BMW стремятся к экологичности производства. В покрасочном цехе краска через решетчатый пол попадает в воду, вода фильтруется, краска извлекается и снова используется. Остатки металла и пластик также перерабатываются. Рабочие передвигаются по цеху на велосипедах и самокатах, у каждого он свой. Шины у транспорта для внутризаводского передвижения белые.

В первую очередь концерн, конечно, заинтересован в высоких экономических показателях, однако исследования, проведенные специалистами компании, убедительно доказывают, что сегодня эффективность работы больше не определяется только лишь применением передовых технологий. Скорее, она зависит от взаимодействия предприятия и персонала. Предложенный госпожой Хадид проект позволяет и персоналу, и посетителям стать свидетелями процесса производства. Результат работы становится видимым для всех, и в BMW уверены, что такой подход окажет положительное влияние на корпоративный дух сотрудников, а значит, сделает лучше и конечный продукт – автомобиль.

По материалам компании BMW
Фотоматериал BMW ©2015

Похожие материалы

В производстве – снижение

admin

bilstein group укрепляет присутствие в странах Центральной Азии

admin

Электронный тормоз ZF

admin