Мировой автобизнес переживает не лучшие времена. Традиционно богатая на события в автомобильном мире весна в этом году в условиях пандемии прошла скучно. Более того, запланированные и перенесенные на осень выставки одна за другой сообщили о невозможности проведения мероприятий в установленные даты – причина все та же. Медленно, но верно мировая ивент-индустрия сместила фокус с года текущего на год предстоящий. О том, как живет и к чему готовится основная для автобизнеса Евразии выставка MIMS Automechanika Moscow, нам рассказал Ойген Аллес – генеральный директор ООО «Мессе Франкфурт РУС».
Корр.: Как чувствует себя глобальный выставочный бизнес сегодня?
– Бизнес компании Messe Frankfurt имеет четыре основных направления. Мы проводим большие выставки на тему текстиля, освещения, автоматизации и выставки, связанные с товарами народного потребления. «Автомеханика» – самая известная и масштабная тематическая выставка, проводимая в Германии и за ее пределами (проходит в 16 странах). Российская «Автомеханика» наравне с турецкой и шанхайской входит в топ-5 выставок по приоритетам у участников рынка автокомпонентов, афтермаркета и сопутствующих товаров.
Для нас, как и для всего мира, ситуация с пандемией стала полной неожиданностью. Крупнейшие автомобильные выставки, задающие ритм в автоиндустрии, были перенесены или отменены. Это коснулось и выставки выставка MIMS Automechanika Moscow, ежегодно проходящей в августе в Москве. В этом году, как вы знаете, она перенесена на ноябрь.
Корр.: Сложности в бизнесе выставочных компаний, продиктованные ситуацией с пандемией, в разных странах выглядят по-разному?
– Ситуация в разных странах примерно сходна с той, которую переживают Россия и Германия. По роду деятельности мне приходится часто перемещаться по миру, и я уже успел побывать в карантине несколько раз. В настоящий момент я нахожусь во Франкфурте и вижу, что карантинные меры, принимаемые властями, усиливаются – отменяются мероприятия, закрывается авиасообщение и т. д. И такое волнообразное усиление происходит практически по всей Европе. В таком «подвешенном» состоянии, думаю, прибывает вся ивент-индустрия.
Корр.: И тем не менее некоторые выставки, запланированные на осень, обещают провести до конца года?
– Мы пытались начать работать в сентябре-октябре, и нам это не удалось – часть запланированных выставок мы вынуждены были перенести на следующий год, это касается и выставки в Нур-Султане. Теперь на очереди ноябрь и некоторые запланированные мероприятия, в том числе в Китае.
Мне пока непонятно, когда мы будем возвращаться к нормальному функционированию. Будет ли это только после разработки вакцины и ее тотального применения, или власти найдут другой способ. Открытым остается вопрос механизма посещения выставки при соблюдении необходимых карантинных мер.
Для выставочного бизнеса стабильность – это наиважнейший фактор, и для удачного проведения выставки должны одновременно присутствовать три компонента. Первый – это свободное перемещение участников и посетителей, открытые границы для авиаперелетов и ж/д транспорта. Второй – это разрешение властей на проведение мероприятий с соблюдением карантинных мер. И третий – наличие места проведения выставки. Как вы наверняка слышали, многие выставочные комплексы в период пандемии были переоборудованы в госпитали. Сейчас их постепенно возвращают к нормальному состоянию.
В разных странах условия немного отличаются. Например, в Германии и в России у нас есть место для проведения мероприятия, но присутствует неопределенность с разрешением от властей и свободным перемещением через границы. В Китае присутствуют все три компонента. Поэтому ближайшая выставка там, скорее всего, пройдет по плану. Но Китай требует от каждого въезжающего в страну провести 14 дней в карантине, который контролируется властями очень жестко. Это могут себе позволить лишь единицы участников. Мы уже проводили в условиях карантина там выставки разной направленности в Шанхае и Шэньчжэне, и опыт показал, что участниками являются как китайские компании, так и международные, имеющие представительства непосредственно в Китае. Неофициально предстоящая выставка ориентирована на внутреннего участника и посетителя.
Выставки, проводимые во Франкфурте и Москве, имеют национальные экспозиции и павильоны Турции, Китая, Малайзии, Сингапура и других стран, эти экспозиции занимают весомую часть выставки. В условиях карантина обеспечить необходимое количество международных участников и посетителей проблематично – решение об их участии зависит от ситуации с пандемией в их стране.
Мы ждем, как будут развиваться события, и готовим два сценария. Первый – мы проведем MIMS Automechanika Moscow в ноябре с соблюдением требований федеральной службы «Роспотребнадзор» к расположению стендов, количеству участников, к обеспечению санитайзерами, перчатками и т. д. И второй вариант – мы перенесем выставку на будущий год, заменив ее различными онлайн-активностями для участников и ключевых посетителей. В этом случае традиционный форум IMAF (International Moscow Automotiv Forum) мы проведем в декабре в гибридном формате, локально собрав такое количество участников, которому мы сможем обеспечить комфортное пребывание, и дополнив программу форума выступлением зарубежных спикеров через онлайн-подключение.
Корр.: В том случае, если MIMS Automechanika Moscow будет перенесена на следующий год, получат ли компенсацию компании, забронировавшие площади в этом году, или будет возможность перебронировать участие на будущий год?
– Стоит отметить, что до настоящего момента выставка была наполнена практически полностью – выставочные площади продаются задолго до дат проведения выставки. При переносе с августа на ноябрь мы сделали доступным перебронирование с сохранением условий. В том случае, если мы будем вынуждены перенести выставку с ноября на 2021 год, мы также предоставим возможность перебронировать свое участие, сохранив стоимость. Ввиду форс-мажорных обстоятельств любой участник может аннулировать бронь, получив компенсацию. Мы предоставляем гибкие условия.
Корр.: Ранее выставка во Франкфурте проводилась один раз в два года, московская – ежегодно. Будут ли изменения и сокращения в календаре выставок в будущем?
– Начиная со следующего года выставка во Франкфурте будет проходить по нечетным годам. MIMS Automechanika Moscow вернется к своим привычным датам. Московская выставка, как показывают наши опросы и практика прошлых лет, остается важной для ведущих производителей и дистрибьюторов отрасли. Мы понимаем, что в даты проведения выставки во Франкфурте приоритеты ключевых игроков рынка технологий, автокомпонентов, запчастей и инструмента смещаются в пользу выставки в Германии. Тем не менее увеличивать интервал проведения MIMS Automechanika Moscow мы пока не планируем.
Корр.: Посещая выставки в Германии, мы отмечаем для себя смещение фокуса в сторону высокотехнологичной тематики – электромобильность, автономное вождение. Это реальный тренд?
– Выставка является отражением отрасли. Если отрасль меняется, меняется также формат и масштаб выставки. Надо понимать, что в основном на выставке присутствуют лидеры рынка. Как правило, они задают тон. Это высокотехнологичные компании – разработчики и производители автокомпонентов, поставщики продукции на мировые автомобильные заводы. Изменения в формате германской выставки неизбежны, и связаны они в основном с популяризацией в Европе высокотехнологичного транспорта, с появлением новых драйверов автоиндустрии.
Корр.: В информационном пространстве мы слышим о большом количестве онлайн-проектов от Messe Frankfurt. Расскажите, что это за проекты и на кого они ориентированы.
– Начиная с марта этого года мы активно проводим вебинары. Они касаются выставочной деятельности Messe Frankfurt по ключевым направлениям. В России на площадке «Автомеханика» мы привлекаем к диалогу ключевых игроков сферы автобизнеса, активно взаимодействуем с Европейской ассоциацией бизнеса. Наши вебинары ориентированы на общение местного бизнеса и зарубежных инвесторов, которые видят потенциал для себя в России.
Кроме этого, осенью в Германии запускаются большие программы обучения для немецкоговорящей аудитории. Учитывая, что все выставки «Автомеханика», проводимые в мире, связаны между собой, в скором будущем мы намерены распространить этот опыт и на другие страны.
Корр.: Вы упомянули возможность проведения онлайн-выставки. Как будет строиться общение участников и посетителей?
– Это новое решение, и готовых разработок в этой области пока нет. Нам приходится состыковывать технические возможности с потребностями наших клиентов. В данный момент мы прорабатываем с партнерами применение различных программ, позволяющих задействовать компьютер или смартфон с предустановленным софтом, переносными камерами, посредством которых участник демонстрирует продукцию своего шоурума, независимо от его местонахождения. При этом на стороне «посетителя» транслируется видео, дополненное необходимой технической информацией, номенклатурой, сертификатами. Мы эти решения уже опробовали, они дают хорошую визуализацию и широкие возможности клиенту работать офлайн с полученной информацией.
Корр.: Сколько стоит участие в онлайн-мероприятии?
– Для наших партнеров, забронировавших площади в этом году, участие в онлайн-мероприятиях будет бесплатным. Для всех остальных – платно, но это незначительные затраты, сопоставимые с арендой выставочной площади около 15 кв. м. Участие в онлайн-выставке будет включать, помимо прочего, определенные рекламные услуги с нашей стороны, воспользоваться которыми компании смогут накануне. Кроме этого, мы предоставим широкие возможности для трансляции презентаций, проводимых на стороне клиента.
Корр.: Каков будет охват онлайн-выставки в количественном выражении по участникам?
– Если в обычном режиме мы собирали в разное время до 2000 компаний-участников в Москве, то в онлайн-формате MIMS Automechanika Moscow за два-три дня вместит не более десятой части от этого количества. Мы стремимся к компактному и насыщенному живым общением формату.
Для онлайн-общения в техническом плане готовых решений много, включая те, которые позволяют вещать на большую аудиторию. Но главная сложность онлайн-формата состоит в том, что B2B-мероприятия подразумевают прямое общение и количество посетителей должно соответствовать возможностям участников.
Корр.: Ввиду ограничения как вы расставляете приоритеты, кого приглашаете?
– Чтобы уложиться в заданный формат, мы работаем в первую очередь с нашими компаниями-участниками, уточняем тех посетителей, которых они хотят видеть на онлайн-мероприятии обязательно. Кроме этого, у нас хорошо структурированы базы данных. Когда человек посещал ранее наши выставки, мы спрашивали его, что входит в сферу его интересов. Такой подход гарантирует выбор в пользу профессионалов, что для B2B является важным условием. Ведь если в обычном режиме выставка собирала тысячи посетителей в день, то для онлайн-мероприятия эта цифра должна значительно сократиться. Перед участниками стоит непростая задача: как правило, на обычной выставке на стенде участника работают несколько человек, и деловой формат выставки подразумевает индивидуальное общение, что в онлайн-формате, даже с количеством 200–300 посетителей в день, обеспечить очень непросто.
Корр.: Как быть с языковым барьером? Будет ли у посетителя возможность выбрать язык общения?
– Это актуальный вопрос, мы ищем решение в данный момент. В случае с английским и немецким языками проблем не возникнет. Но, как известно, например, китайцы не говорят по-английски. Более того, переводчик с китайского должен видеть жестикуляцию говорящего и знать терминологию. В обычном формате выставки мы привлекали волонтеров из числа учащихся МГИМО, предварительно проводя для них тренинги. Как это будет реализовано онлайн, пока непонятно, но мы работаем над этим вопросом.
Корр.: Как вы считаете, вытеснит – или, может быть, частично заменит – онлайн-формат привычные, живые выставки в ближайшем будущем?
– У нас есть опыт проведения онлайн-выставок в сфере электроники и текстиля. В самом начале пандемии чувствовалась некая эйфория по отношению к ним. Участники и посетители высоко оценивали возможность сидя дома получить полную информацию о товаре. Многие компании заявляли свое намерение уйти от реальных выставок в онлайн-формат.
Сейчас мы видим, что картина меняется и запросы идут все больше на участие в привычном формате – клиенты ждут возобновления полномасштабных выставок. Ведь в простом онлайн-вещании проблем нет, его можно провести на различных платформах без ограничения количества пользователей. Если мы говорим о выставке, то она подразумевает живое общение представителя компании-участника и посетителя.
Нельзя забывать, что формат B2B-выставки – это не просто демонстрация, а то место, где получают обратную связь, где клиента знакомят с товаром, происходит деловое общение, которое в итоге приводит к заключению контрактов. На привычной выставке посетитель получает многообразие экспонатов, меняющиеся картинки. В онлайн-формате этого разнообразия меньше, и буквально через пару часов внимание посетителя сводится к нулю. В таких условиях полноценное общение, скорее всего, будет затруднено.
Messe Frankfurt существует 780 лет. В прошлые времена здесь всегда проходили ярмарки, затем – тематические выставки. Сегодня наши клиенты со всего мира, приезжая к нам, знают, что после посещения или участия в выставке они получат прибыль. Будет ли это возможно в полной мере с онлайн-форматом, пока неясно.
Я глубоко убежден, что в ближайшем будущем онлайн-формат сможет быть лишь дополнением к привычным выставкам, и после снятия ограничительных мер мы вернемся к привычному формату проведения выставок.
Текст: Дмитрий Саблин
Фотоматериал: из архива Messe Frankfurt