24 ноября 2024
Автобизнес

Таковы тенденции…

Число электромобилей на дорогах Германии приближается к миллиону. Однако вместе с тем цели федерального немецкого правительства на 2030 год находятся под угрозой краха – аналитики предрекают, что к этому времени в стране будет совсем мало электромобилей. Это притом, что Германия является техническим и технологическим лидером Европы.

Как ожидается, в первую очередь в перспективе пострадает наиболее чувствительный к цене сегмент небольших электроприводных автомобилей. Причиной пессимистичных прогнозов являются растущие цены на электроэнергию и дорожающие тяговые батареи. Представители консалтинговой компании Deloitte предрекают: «Если цены на электроэнергию останутся на таком высоком уровне, в 2030 году в Германии мы увидим только 7,6 миллиона электромобилей».

Опрос показал, что лишь 16% автовладельцев в Германии готовы перейти на владение электромобилем. Причины лежат на поверхности: недостаточный запас хода, длительное время зарядки, растущие затраты на содержание и только начинающая развиваться инфраструктура. Следует также учесть, что важным аргументом в пользу покупки электромобиля в Германии являются государственные субсидии, стимулирующие такое приобретение, но эти программы постепенно сокращаются и будут окончательно свернуты в 2025 году.

В качестве основной причины в пользу покупки электромобиля немецкие потребители рассматривали снижение затрат, связанное с отказом от традиционного жидкого топлива. Долгое время переход на электромобиль считался выгодным с точки зрения энергозатрат. Домашний настенный зарядный бокс доставлял киловатт-час менее чем за 30 центов, поэтому в некоторых экономичных моделях пробег в 100 километров обходился в сумму меньше пяти евро. Ввиду резкого роста цен на топливо переход с «грязных» двигателей внутреннего сгорания на экологически чистые электромобили считался выгодным, но с прошлого года прежнее очевидное финансовое преимущество во многих случаях превратилось в свою противоположность. Энергозатраты на электромобильность резко возросли. Электромобиль становится все более непривлекательным с финансовой точки зрения.

Прошло добрых десять лет с тех пор, как электромобильность постепенно набирала обороты с появлением новых моделей, таких как Tesla Model S и BMW i3 с потреблением около 12 кВт*ч по цене 25 центов за киловатт-час, то есть затраты составляли около трех евро на 100 километров. Бензиновый двигатель с уровнем производительности i3 потребляет семь литров на сотню километров. При цене на топливо в то время 1,6 евро за литр это обходилось в 11,2 евро, то есть более чем втрое дороже пробега электромобиля. В то время автомобильные эксперты и производители электромобилей любили подсчитывать, насколько быстро могут окупиться дополнительные инвестиции в модель с электроприводом. Но с этим вдохновляющим расчетом теперь покончено.

Цены на бензин за последнее десятилетие выросли незначительно. Да, в прошлом году цены на топливо взлетели до головокружительных высот из-за энергокризиса, но к концу 2022 года цены на бензин в Германии лишь немного превышали среднегодовые показатели 2012 года. Иная ситуация сложилась с ценами на электроэнергию. Десять лет спустя после 2012 года она составляла 43 цента, увеличившись на 72 процента. В некоторых случаях, например у кельнского поставщика Rheinenergie, цена за киловатт-час была повышена с 31 до 55 центов в начале 2023 года, то есть на 77 процентов. Одним махом.

Что еще хуже – количество электромобилей с интенсивным потреблением энергии на рынке растет. Одна из причин этого явления – все более крупные батареи для дальних поездок. На практике 20 кВт*ч на 100 километров теперь скорее правило, чем исключение. Если вы едете на электромобиле по трассе зимой со средней скоростью 120 км/ч и с включенным кондиционером, то и 30 кВт*ч на 100 км не выглядят преувеличением. При таких значениях потребления ввиду возросших цен на электроэнергию прежнее преимущество в стоимости теряется даже при зарядке от домашней розетки.

По-настоящему дорогим пополнение энергии может стать, если нужно прибегать к услугам быстрой зарядки вдоль автомагистралей. Владельцы электромобилей постоянно ищут более дешевые и подходящие для них предложения в немецких джунглях тарифов на электроэнергию. Но как ни крути, будь то 65, 79 или 98 центов за киловатт-час, в дальней поездке на экономичном электромобиле пробег в 100 км может стоить 20 евро или более. Это примерно вдвое больше, чем сейчас приходится платить в Германии на заправке владельцу современного дизельного легкового автомобиля. Справедливости ради отметим, что существуют специальные предложения. В сети Ionity, например, возможны цены в 29 центов за киловатт-час.

Еще лучше, если пополнить энергию батареи удается вообще бесплатно. В последние годы сети немецких супермаркетов предоставляли такую возможность для покупателей, владеющих электромобилями. Однако в конце 2022 года и здесь был введен платный режим, осталось лишь несколько поставщиков бесплатной электроэнергии, например сеть Aldi South. В часы работы магазинов на прилежащих зарядных станциях сейчас царит оживленная суета, а иногда возникает и раздражительное настроение. Согласно результатам опроса, 75 процентов респондентов в Германии хотели бы как можно чаще заряжать свой электромобиль дома. В этой связи четверть опрошенных ожидают, что дальность пробега электромобиля составит не менее 500 километров, а еще треть – не менее 600 километров.

Наиболее эффективным путем снижения стоимости электроэнергии является получение энергии солнца. По данным ADAC, цены на киловатт-час солнечной энергии колеблются от 8 до 18 центов. Не потребляемая энергия солнечных панелей может подаваться в общественную сеть и оплачиваться по цене от 7,1 до 8,2 цента за киловатт-час, что еще больше повышает экономическую эффективность солнечной электростанции. Таким образом, для домовладельцев с солнечными панелями электромобиль является привлекательным и практичным вариантом.

До сих пор мы рассматривали тенденцию развития электромобильности в Германии. Но интересно распространить взгляд и на всю Европу. Здесь в 2022 году регистрация новых электромобилей на батареях (BEV) продолжала расти, несмотря на общее снижение показателей автомобильного рынка Европейского союза. Аккумуляторным электромобилям в доле новых автомобилей на европейском рынке 2022 года принадлежало 12,1%, гибридным – 22,6%, дизельным – 16,4%, бензиновым – 36,4 процента.

С октября по декабрь прошлого года в ЕС было зарегистрировано 545 316 гибридных электромобилей (рост на 22,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года), что ставит их на вторую позицию по наиболее популярному виду топлива. Существенное снижение (–56,6%) наблюдалось за последние три месяца 2022 года на рынке транспортных средств ЕС, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), продажи в Италии – крупнейшем рынке региона для этого вида топлива – упали на 71,3%. С другой стороны, продажи автомобилей, работающих на сжиженном углеродном газе (СУГ), выросли на 16,7 процента.

В последнем квартале 2022 года на автомобили с альтернативным двигателем (APV) приходилось более половины (53,1%) автомобильного рынка ЕС, где в общей сложности было зарегистрировано более 1,3 миллиона автомобилей.

Подводя итог, можно констатировать, что тенденция поиска альтернативных решений на современном автомобильном рынке Европы приобретает весьма гибкую форму, сильно зависящую от политического климата. Скорее всего, зависимость будет усиливаться и далее, заставляя инженеров в связке с маркетологами предлагать потребителю широкую вариабельность в выборе источников энергии транспортных средств, а также в комплектации моделей.

По материалам ACEA, ASP, AEB

Похожие материалы

В производстве – снижение

admin

bilstein group укрепляет присутствие в странах Центральной Азии

admin

Электронный тормоз ZF

admin