По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ), за 2015 год официальные дилеры реализовали 97 446 новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года, когда было продано 163 530 единиц.
На отечественный авторынок сильное влияние оказал стихийный импорт новых и подержанных автомобилей из РФ в конце 2014 – начале 2015 года.
Из-за сокращения ассортимента моделей и перехода некоторых компаний на систему предзаказа спад продаж автомобилей на 36% зафиксирован и в России. Многие дилерские центры закрылись, а те, что остались, прекратили закуп моделей, пользующихся невысоким спросом.
Первое полугодие 2015 года из-за ввезенных в Казахстан по серым схемам легковых автомобилей сопровождалось ускоренным спадом рыночной активности. Однако 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК был введен запрет на ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
На май 2015 года пришелся максимальный показатель рынка, во многом благодаря запуску программы льготного автокредитования. По результатам года доля автомобилей казахстанского производства в общем объеме официальных продаж составила 17%. Льготное кредитование активизировало и рынок финансовых структур автодилеров, которые стали предлагать покупателям выгодные условия приобретения машин в рассрочку, в кредит, со скидками.
Состоялись в минувшем году переговоры дилеров с представителями заводов по уравниванию закупочной стоимости на одинаковые модели в РК и РФ. На сегодняшний день около 60% автомобилей сегмента до 5 млн тенге в РК продается в кредит.
Во втором полугодии 2015 года изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США заметно повлияло на покупательскую способность казахстанцев. Национальными производителями было реализовано 16 878 автомобилей. Это на 47,7% меньше продаж 2014 года (32 281 ед.).
Самое глубокое падение в топ-20 наблюдается у Nissan: минус 70% и у Chevrolet: минус 68%. Рост продемонстрировал лишь Volkswagen: плюс 10%.
Говоря о прогнозах на 2016 год, Андрей Лаврентьев, президент АКАБ, отметил вероятность максимального смещения спроса в пользу автомобилей стоимостью до 4,5 млн тенге и усиление тенденции отложенного спроса. Он высказал мнение о том, что повышающаяся конкуренция между официальными дилерами и дистрибьюторами вынудит автомобильные компании предлагать потребителям максимально выгодные условия приобретения, широкий спектр дополнительных услуг и максимальные скидки.
По расчетам аналитиков АКАБ, в 2016 году на официальном рынке будет реализовано 70 000 автомобилей. Как заверяют специалисты, в 2016 году снижение объемов экспорта сырья и замедление кредитования экономики окажут давление на покупательский спрос.
Для лучшего понимания складывающейся в Казахстане ситуации мы заглянули на рынки соседей – ближних и не очень.
В России продажи в массовом сегменте, как и у нас, заметно снизились – на 37% по сравнению с 2014 годом. Ни один из брендов не показал положительной динамики, но лучше всего выглядели показатели UAZ (минус 2,2%), Hyundai (минус 10,3%), KIA (минус 16,4%), LADA (минус 30,5%) и Skoda (минус 34,8%). В абсолютных аутсайдерах оказались SsangYong (минус 79,2%) и Honda (минус 77,6%). Динамика премиального сегмента тоже оказалась отрицательной: минус 23% к 2014 году. Прибавили оборотов лишь Porsche (плюс 12,4%) да Lexus (плюс 5,6%).
На рынке Объединенной Европы дела лучше всего шли в марте 2015 года, когда был продан 1 600 000 автомобилей, что на 10,6% превысило показатели аналогичного периода 2014 года. Да и в целом ежемесячные европейские продажи только прибавляли по отношению к показателям года предыдущего.
На этом фоне утверждения о глобальном экономическом кризисе, якобы охватившем Европу, выглядят, по меньшей мере, чем-то надуманным.
И вот еще один повод поразмыслить: в Объединенной Европе в 2015 году потрясающий прирост продаж дал Smart: 71% относительно 2014 года. У нас же рос только премиальный сектор…
Данные предоставлены
Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ)