Не так давно в интернете на профильных ресурсах было распространено открытое письмо руководителей и собственников компаний – крупных европейских разработчиков и производителей автокомпонентов и специального оборудования. Параллельно с этим прошла пресс-конференция Ассоциации автомобильной промышленности (VDA), в ходе которой было также озвучено обращение к властям ЕС. Инициативы промышленников направлены на ведение диалога с законодателями, который позволит найти решения для стабилизации европейского рынка.
В своем обращении промышленники попросили обозначить перспективы развития автомобильной промышленности ЕС на ближайшие годы, ввести ограничение на импорт некоторых товаров, уменьшить регуляторное влияние и увеличить налоги на производимую в ЕС продукцию, имеющую низкую локализацию производства. Кроме этого, они требуют от властей более разумно подойти к планам декарбонизации автомобильного производства и каждый из ее этапов вводить не на основании утвержденных в Брюсселе планов, а руководствуясь здравым смыслом и сложившейся экономической и политической ситуацией на местах и в текущем моменте. Эти меры, по мнению инициаторов, защитят европейские компании от несправедливой конкуренции с иностранными производителями и по большей части с Китаем.
Несправедливой эта конкуренция называется по нескольким причинам. Навязанный властями ЕС промышленникам курс на снижение углеродного следа в производстве потребовал значительных инвестиций в реорганизацию производства, что не могло не сказаться на конечной стоимости продукции. По данным VDA, только на 2025–2029 годы запланировано вложить порядка 320 млрд евро в исследования и разработки и около 220 млрд – в реконструкцию заводов. Кроме этого, не успевающие за поэтапно вводимыми ограничениями предприятия власти будут штрафовать, вплоть до запрещения их деятельности. Вместе с тем производимые европейскими компаниями электромобили и гибриды в условиях высоких цен на электричество не пользуются спросом, и замещение автомобилей с традиционным ДВС если и происходит, то крайне медленно, и в основном доминируют в этом процессе гибриды. В таких условиях выстраивать планы по производству автомобилей с нулевым выбросом с учетом постоянно меняющихся рыночных условий затруднительно.
На фоне сложностей европейских промышленников у китайских, напротив, все хорошо с ресурсами и энергией и практически никаких экологических ограничений. Такой экспортный потенциал Поднебесной создает дисбаланс в конкуренции с производителями ЕС и, по сути, убивает европейскую автомобильную промышленность, которая составляет около 8% от ВВП ЕС, обеспечивает порядка 13 миллионов рабочих мест. Промышленники требуют от властей ввести заградительные пошлины на импорт товаров с локализацией производства ниже 75%. Будут ли предложенные инициативы приняты и как они повлияют на ситуацию, пока непонятно. Несколько месяцев подряд европейские парламентарии обсуждают предлагаемые различными бизнес-структурами меры, направленные на поддержку локального производства. И уже даже пошли на снижение налоговой нагрузки на инфраструктурные проекты для электромобилей.
В условиях отсутствия дешевого энергоносителя сбалансировать текущую ситуацию в соответствии с ранее принятыми планами весьма сложно. Возможно, единственным правильным решением для ЕС будет откат экологических требований и пересмотр интенсивности их поэтапного введения. Очевидно, решения коснутся и импортируемых из Китая автомобилей и запчастей. А это, в свою очередь, означает, что в самом ближайшем будущем на нашем насыщенном предложениями евразийском рынке конкуренция за кошелек покупателя будет усиливаться.
Дмитрий Саблин