24 ноября 2024
Автобизнес

Через науку – к культуре применения смазывающих материалов

Руководитель и основатель «ТД Технохим групп» Роман Викторович Гречко в беседе с нашим корреспондентом рассказал о том, как появилась компания, чем наполнен сегодняшний день коллектива и каковы планы на будущее.

– Коллектив будущей компании поначалу поставлял присадки из Мексики. Позже занимались реактивами для топливных катализаторов. Эти катализаторы способствовали топливной экономичности и повышению эксплуатационной надежности двигателей. С Южной Америкой работать было интересно, но в условиях санкций это стало невозможно, и нам пришлось переориентировать нашу инженерную команду, коллектив химиков-технологов на выпуск аналогичной продукции из материалов, доступных в России.

Российская компания «ТД Технохим групп» является разработчиком и производителем современных смазочных материалов, а также рабочих жидкостей для транспортных средств различных классов: для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, для строительной и дорожной техники, для сельскохозяйственных и карьерных машин. Продукция компании выпускается под брендом Relynolli®. В ассортименте представлены моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, а также охлаждающие жидкости и пластичные смазки. Вся продукция соответствует требованиям российских стандартов (ГОСТ, ТУ) и международным спецификациям SAE, API, ACEA.

Концептуальное видение – проект Engine Life Improvement Technologies стартовал в 2014 году. В течение нескольких лет удалось наработать ценный опыт. К нам стали поступать запросы на смазочные материалы от российских компаний. В основном это были запросы по модернизации смазок под определенные потребности. Такие обращения поступали от производственников, представителей горнорудных предприятий, спортсменов. Они видели результативность в применении наших разработок, поэтому хотели решить важные практические задачи – устранить или сократить отказы техники. Мы искали и находили решения, причем обходились ресурсами, доступными в России, привлекая собственный исследовательский потенциал и научные наработки.

С точки зрения глубоких специализированных знаний российский кадровый потенциал весьма ограничен. В стране не так много ученых, которые могли бы продуктивно заниматься разработкой новых смазочных материалов или присадок. Поэтому для руководства компании на начальном этапе деятельности было важно сформировать небольшой, но сильный коллектив. Я и несколько моих помощников потратили некоторое время на поиск специалистов, знакомых с процессом, с технологиями, актуальными для рынка. Откровенно говоря, это было непросто. Да и не так быстро, как нам хотелось бы. Около двух-трех лет ушло на формирование команды, способной реализовать серьезный проект. Мы ездили по профильным вузам, привлекали заинтересованную молодежь. Конечно же, мы были заинтересованы и в привлечении состоявшихся ученых. На сегодняшний день у нас в команде есть два доктора технических наук, два кандидата технических наук, есть молодые ученые и практики.

В течение 2022 года мы формировали рабочую концепцию проекта, который предусматривал придание смазочным материалам определенных свойств. Мы нацеливались на сегмент моторных, трансмиссионных и гидравлических масел, на смазочные материалы для газовых двигателей. На этапе проектирования было важно понять, будет ли эффективна наша деятельность, ведь в современном мире сложно найти что-то кардинально новое, а на рынке властвуют транснациональные нефтехимические гиганты, у которых все рецептурно-химические решения отработаны уже давно. На российском рынке тоже есть компании, имеющие большой опыт и солидный научный багаж, например основанная в 1991 году группа компаний «Квалитет», специалисты которой сейчас работают с различными присадками и маслами, вплоть до авиационных и специализированных промышленных. Однако емкий российский рынок позволяет расширять как исследования, так и производство в данной сфере. Сейчас маслами занимаются и специалисты Роснефти, а также компании «Лукойл». После определенных событий условия на российском рынке стали жестче. С одной стороны, ведущие западные компании, поставлявшие присадки и масла, ушли, с другой – чрезвычайно выросли запросы потребителей как по количеству, так и по качеству. Даже в нашей небольшой компании эту потребность в 2020–2021 годах мы ощутили весьма остро. Но мы не могли мгновенно перестроиться, так как нам требовалось в условиях пандемийных ограничений получать ингредиенты, тару, упаковочные материалы.

В 2023 году доукомплектовывали команду, приняли специалистов по управлению, менеджеров по продажам, специалистов по логистике поставок, а также в структуре компании появились мини-лаборатории. Благодаря присутствию в команде опытных инженеров мы даже получили возможность производить измерительные, трибологические и триботехнические инструменты. Трибология – это наука о трении и о сопровождающих его процессах. А триботехника как раздел трибологии изучает принципы применения трибологических знаний к техническим системам и устройствам. . Трибологические инструменты помогают нам в определении и стандартизации эксплуатационных характеристик выпускаемых смазочных материалов, а также в проведении оценки и экспертизы свойств масел сторонних производителей, чем занимается и научно-технический центр, организованный нашей компанией и входящий в ее структуру. Таким образом, компания «ТД Технохим групп» выступает в роли независимого эксперта.

Корр.: Имеет ли компания собственные производственные линии?

–  Нет, пока мы пользуемся контрактным производством, то есть производственными мощностями сторонних предприятий, но наши заказы мы строго контролируем на всех этапах производства. Дотошно проверяем качество готовой продукции. Собственные линии производства у нас тоже будут, пока идет проектирование. Найти производителя на стороне, кстати говоря, тоже было непросто: кто-то не пускал к себе, кто-то не устраивал нас, у компании тоже ведь есть свои ноу-хау, которые нельзя потерять. У нас есть свои производственные нюансы, свои алгоритмы действий и рецептурные тонкости. Это секреты, реализуемые нашими технологами, такие производственные операции не должны видеть посторонние люди. С теми предприятиями, где мы пришли к соглашению по сотрудничеству, мы в числе прочих условий оговорили и меры сохранения закрытой информации. Все документы, по которым мы работаем, подготовлены в рамках российского законодательства и помогают нам защитить интеллектуальную собственность.

Корр.: Чем занимаются специалисты в лабораториях компании «ТД Технохим групп»?

– Они тестируют качество серийно выпускаемой продукции, и об этом лучше расскажет наш ведущий инженер, руководитель научно-технического центра «ТД Технохим групп» доктор технических наук Игорь Геннадьевич Леванов. Он подробнее сможет рассказать о том, как масла проявляют себя в тех или иных условиях.

Игорь Леванов: Я являюсь еще и руководителем лаборатории триботехники Южно-Уральского госуниверситета (Челябинск, РФ), давно работаю там, но после двух-трех деловых встреч с руководством «ТД Технохим групп» оказался в составе научно-инженерного коллектива этой технологической компании.

Прежде всего хотел бы дополнить рассказ Романа Гречко о нашей лабораторной деятельности. Дело в том, что помимо самостоятельных исследований мы сотрудничаем с коллегами из Томска (ТГАСУ, ТСХИ) и других ведущих вузов России.

Во-вторых, стоит сказать, что любой смазочный материал разрабатывается под определенные задачи, для определенной техники и под конкретные условия ее эксплуатации. Выводя на рынок моторные масла, мы используем четырехступенчатую схему: определяем в лаборатории физико-химические показатели масла; затем проводим лабораторные триботехнические испытания продукта – на машинах трения с различными модельными и натурными сопряжениями деталей; далее следуют стендовые испытания в двигателях – с микрометрическими замерами деталей до и после испытаний, с отбором проб масел в процессе испытаний, с обязательной оценкой технического состояния двигателя; завершающий этап – эксплуатационные испытания непосредственно в транспортном средстве, в реальных условиях эксплуатации с обязательным отбором проб масла для наблюдения за изменением его физико-химических и триботехнических характеристик. На основании всех этих проверок принимается решение о запуске масла в производство. Наша продукция обязательно сертифицируется по требованиям регламента Таможенного союза, она имеет паспорт химической безопасности. На сайте компании вы можете увидеть отчеты об испытаниях наших масел. Они находятся в открытом доступе, однако не в полном объеме, а только в той части, которую мы можем показать.

Корр.: А что означает название бренда Relynolli? Как оно появилось?

Роман Гречко: У вас оно какие ассоциации вызвало?

Корр.: Мне в нем услышалось что-то итальянское…

Игорь Леванов: К такому эффекту мы, конечно, не стремились. Если рассмотреть морфологический состав слова Relynolli, то корнем его будет часть lynol. А линолевая кислота как полиненасыщенная жирная кислота является природным веществом с противоизносными свойствами. Эта кислота присутствует в растениях, растительных маслах. Приставка Re говорит нам о возвращении, о восстановлении. А еще в названии бренда присутствует отзвучие, близкое к английскому оil – «масло».  То есть все вместе выражает философию продукта – смазочные материалы с повышенными противоизносными свойствами .

Корр.: Основательно вы подошли к делу, фундаментально и научно.

Игорь Леванов: Да. И в логотипе нашем вы тоже можете увидеть не просто кружочки, а физику работы любых противоизносных присадок. На лого научно-технического центра «ТД Технохим Групп» изображены две микронеровности и между ними смазывающий слой, который имеет определенную структуру.

Корр.: Сегодняшняя работа компании понятна. А каковы планы на перспективу?

Роман Гречко: Мы отталкиваемся от запроса рынка и шагаем в ногу с развитием технологий моторостроения. Если на рынке станет появляться больше гибридных силовых агрегатов или электромоторов, то и мы будем перенастраивать свое производство. Мы также будем пересматривать процесс, если появятся новые материалы и компоненты. Понимаете, тут ведь еще что важно – можно разработать смазывающий материал с почти идеальными эксплуатационными свойствами, но с заоблачно высокой ценой. Только нужно ли это делать? Массового спроса такой продукт наверняка не получит. В числе наших заказчиков есть, например, спортивные команды, но для них мы выпускаем ограниченные объемы. Нам же такой опыт интересен тем, что спорт – самый быстрый путь протестировать продукцию в условиях предельных нагрузок. Но это точно не для заработка.

Есть на перспективу интересный проект по выпуску брендового топлива. В этом направлении у нас есть договор намерения и сотрудничества с российским нефтеперабатывающим заводом. Хотелось бы выпустить дизельное топливо, которое имело бы хорошие показатели с точки зрения взаимодействия с современной топливной аппаратурой, которое правильно работало бы с выпускаемым нами маслом. В такой связке должен максимально проявляться синергетический эффект.

Корр.: Чем вам интересен Казахстан?

Роман Гречко: Казахстан мы рассматриваем как традиционно дружественное государство, с которым у России налажены давние партнерские взаимоотношения. Мы знаем, что в Казахстане есть потребители, проявляющие внимание к инновационным решениям, и хотели бы им предложить нашу продукцию.

Корр.: В современной политической ситуации все выглядит так, что работы у вас и на рынке Российской Федерации будет более чем достаточно, ведь с него ушли многие производители масел и присадок.

Роман Гречко: Да, ушли. Оказались под санкциями. Но рынок живой, вместо одних пришли другие – из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Южной Кореи. Наши преимущества для российских потребителей, да и для казахстанских тоже, в том, что мы не зависим от курса валют, у нас понятнее логистика, нет проблем с языком.

Корр.: Пройдя с 2014 года уже почти десятилетний путь, вы удовлетворены результатами работы?

Роман Гречко: В чем-то – да, в чем-то – не очень. Например, хотелось бы чувствовать более ощутимую материальную отдачу. И это вовсе не от жадности, не от корыстолюбия. Дело в том, что, имея достойную зарплату, специалист не ищет места побогаче, он более продуктивно работает, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Хотелось бы усилить интеллектуальную составляющую. Не лишними были бы новейшие стенды, приборы и оборудование. Но в целом, я думаю, мы с успехом реализуем поставленную перед «ТД Технохим групп» цель – вывести на российский и международный рынки инновационные продукты с удачным соотношением цены и качества. Есть у нас и сверхзадача – привить автовладельцам культуру использования смазочных материалов, обеспечить их необходимыми знаниями.

Корр.: От всей души желаю вам успеха в научной, просветительской и производственной деятельности. Благодарю за беседу.

Текст: Андрей Сафонов

Похожие материалы

В производстве – снижение

admin

bilstein group укрепляет присутствие в странах Центральной Азии

admin

Электронный тормоз ZF

admin