В подвеске и шасси нет узлов или соединений, которыми можно было бы пренебрегать. В них все подчинено законам взаимодействия, рассчитано на работу в комплексе, потому и устранение явных неисправностей невозможно без диагностики на перспективу.
Сертифицированные европейские станции технического обслуживания, а других в Европе нет, просто не выпустят любой автомобиль без обязательного осмотра подвески. Клиент, конечно, может отказаться от ремонта, который предлагается, но тогда отказ будет документально зафиксирован в сервисной книжке автомобиля и ответственность за неисправность целиком ляжет на него.
Читатель, возможно, попытается возразить: «Где Европа, а где мы!» Только и я молчать не стану. По моему глубокому убеждению, нам стоит как можно быстрее перенимать все лучшее. И пусть у нас пока нет практики обслуживания машин по сервисным книжкам, но диагностические листы на цивилизованных СТО уже появились.
Дело за малым: осознать ответственность за безопасность клиента, повернуться к нему лицом и аргументировано предлагать ремонт, если в нем есть необходимость.
Кстати, такое внимание принесет еще и вполне ощутимые материальные дивиденды, ведь средняя стоимость чека вырастет в разы. Да, отдельные клиенты могут возмущаться, а некоторые даже попытаются скандалить. Объясните таким, что вы «всюду суете свой нос» не из праздного любопытства, а потому, что привыкли ответственно относиться к своей работе и не хотите оставлять клиента в беспечном неведении или в опасности.
В диагностическом листе обязательно укажите, если обнаружили, следующие дефекты и неисправности:
- неравномерный износ шин;
- люфт рулевого механизма;
- негерметичность системы гидроусилителя руля и шлангов рулевого механизма;
- неудовлетворительное состояние амортизаторов, стоек и верхних опор;
- люфт подшипников колес, биение или неровное вращение;
- износ шаровых опор, втулок и уплотнителей подвески;
- видимые явные повреждения амортизаторных пружин;
- негерметичность или повреждение пыльников шарниров равных угловых скоростей (ШРУС);
- утечки в дифференциале, в коробке передач или в трансмиссии.
Через некоторое время клиентов перестанет удивлять, что, ремонтируя кузов или меняя шины, реставрируя глушитель или меняя масло, вы обратили внимание на одну из выше приведенных проблем. Они будут воспринимать такое внимание как ответственное отношение к делу, и в репутации вашей СТО появится еще один плюс. Если же клиент откажется устранять обнаруженную неисправность, в диагностическом листе нужно сделать соответствующую запись и потребовать у клиента поставить подпись.
Начнем с шин и пыльников
Неравномерный износ шин является недвусмысленной подсказкой мастеру, что транспортное средство имеет проблему в геометрии либо детали подвески или рулевого управления изношены или повреждены.
Так что же искать?
- Плечевой износ внутреннего или наружного края шин обычно появляется из-за износа рулевых тяг, но может также возникнуть в результате износа или разбалтывания крепления внутренней части рулевой тяги с шестернями реечного рулевого механизма. Другие причины кроются в согнутых рулевых тягах или несоосности задних колес.
- Неправильный развал вызывает неравномерный износ на одной стороне шины. К этому может привести также разрушение сайлентблоков поперечного рычага, выработка в шаровых опорах, повреждения от столкновения или сильной коррозии. На автомобилях с передним приводом к неравномерному износу шин может привести смещение двигателя из-за неравномерного продавливания подушек. Ослабленная или сломанная пружина амортизатора также может нарушить развал и повлечь за собой износ шин.
- Чашевидный износ шин могут вызвать нерабочие амортизаторы или дисбаланс колеса.
- Продолжить проверку стоит осмотром состояния резиновых пыльников всех шарниров. Резина должна быть мягкой при сжатии. Внутри пыльников должна быть смазка. Но, если резина уже старая, высохла и потрескалась, а при легком нажатии из пыльника выходит смазка или вода, требуется замена или ремонт защищаемых ими узлов.
Проверим рулевое управление
Попросите напарника раскачивать руль транспортного средства, стоящего на колесах при полном весе, тем временем посмотрите, нет ли люфта в рулевом механизме и рулевой колонке. Обратите внимание, что эту проверку лучше делать именно тогда, когда автомобиль стоит на колесах, так как сопротивление позволяет легче обнаружить проблемы.
Метод проверки под нагрузкой – это также хороший способ найти свободный ход верхних опор и выработку в подшипниках различных узлов подвески.
Как правило, рулевые тяги не должны показывать видимых вертикальных или горизонтальных смещений. Внутренняя рулевая тяга и соединяющаяся с ней шестерня рулевого механизма заключены в сильфон, что затрудняет их осмотр. Если сильфоны резиновые, вы можете проверить наличие люфта, сжимая и прощупывая соединение, нажимая на колесо снаружи или пока помощник качает руль. Если вы чувствуете удары в соединении, обнаружили их рыхлость, значит, они требуют замены. В том случае, когда сильфон жесткий пластиковый, вы можете проверить узел без движения в рулевой тяге, потянув и надавив на колеса.
Стоит обратить внимание на крепления стоек в багажнике. Их ослабление или износ тоже могут изменить геометрию колес, привести к гулянию руля и шумам. Обращайте также внимание на рулевое усилие, отдачу, стабильность курса в движении, на чувствительность руля и шумы.
Проверка гидроусилителя руля
Рулевое усилие на ручную и электрическую систему должно прикладываться с учетом массы транспортного средства, стоящего на колесах. Необычно высокое усилие в сочетании с плохим возвращением руля может свидетельствовать о неправильной работе насоса или износе золотника клапана в рулевой рейке. Если рулевое «тянет» в одну сторону при работающем двигателе, это указывает на проблему в регулирующем клапане. Не забудьте проверить уровень жидкости в насосе и резервуаре гидроусилителя рулевого управления. Визуальный осмотр насоса, шлангов и рулевого привода должны раскрыть источник утечек, если таковые имеются.
Если жидкость сильно обесцвечена, имеет запах гари, значит, она была перегрета и окисляется. Это может привести к нарушению во взаимодействии насоса с рулевым механизмом и к преждевременному выходу их из строя, если они уже не понесли ущерба. Замена жидкости лишь отсрочит проблемы на какое-то время, поэтому лучше сразу пристально взглянуть «на железо».
Теперь от просмотра перейдем к прослушиванию. Негромкое шипение является нормальным для большинства систем усилителя руля, но чрезмерно громкое может свидетельствовать о плохой работе обратного клапана. В любом случае натужный шум насоса обычно указывает на износ его деталей. Если визжит ремень, его следует подтянуть или заменить.
Проверяем ступичные соединения
Проверьте ступицы на наличие люфта, прежде чем переходить к проверке шаровых, потому что играть здесь могут свободные детали подвески и рулевого управления.
Начните с поднятия колес от земли и вращения каждого колеса вручную для проверки на предмет неровностей хода и шума в подшипниках. Если подшипники урчат, снимите их для очистки и дальнейшего обследования.
Для проверки подшипника ступицы возьмитесь за колесо сверху и снизу, попробуйте раскачивать его взад и вперед, вдавив с одной стороны, одновременно вытягивая наружу с другой. Если вы чувствуете движение, подшипники разболтались. Обратитесь к спецификации для определения максимально допустимого свободного хода.
Исправные ступичные подшипники на старых транспортных средствах должны быть сняты, очищены, проверены, перепакованы свежей смазкой. И уплотнители тоже! Эту процедуру нужно повторять через каждые 30000 км пробега или в случае, если автомобиль продолжительное время находился в воде.
Если герметичный подшипник и ступица в сборе рыхлые, движение в них шероховатое, шумное, детали должны быть заменены. При этом помните, что, собирая ступичный узел, следует соблюдать рекомендованный момент затяжки. Это также касается крепежных болтов/гаек тормозных дисков.
Проверка шаровых шарниров
Пока ваше транспортное средство неподвижно стоит на земле, загляните под машину, посмотрите на нижнюю часть поворотного кулака, прикрепленного к колесу. Втулка колеса должна торчать из нижней части корпуса шарнира примерно на половину дюйма (1,25 см). Если опора изнашивается, втулка колеса западает в корпус, и это означает, что вам нужно заменить шаровой шарнир. Если этот индикатор не дает вам достаточно ясного знака, поднимите автомобиль, чтобы осмотреть шарнир более тщательно. Попробуйте раскачать шаровый узел с помощью монтировки или крупной отвертки.
В задней подвеске автомобиля рекомендуется обратить внимание на гайки крепления стремянок рессор, если таковые имеются; гайки крепления нижней и верхней проушин амортизаторов; гайки крепления пальцев рессор, а также на состояние резиновых конических втулок амортизаторов и резиновых втулок рессор. Имейте в виду, что резиновые втулки, установленные в ушках рессор, не маслостойкие, а потому на них не должна попадать смазка или бензин.
Рычаги и стабилизаторы поперечной устойчивости
Передние рычаги, а также задние продольные рычаги и поперечные балки должны быть осмотрены на предмет заломов, сгибов или трещин. Также вы должны убедиться, что шаровой шарнир надежно сидит в рабочем узле.
Проверьте втулки на отсутствие чрезмерного движения, износа, трещин или развальцовки. Это можно сделать, аккуратно отогнув резину от металлической части, чтобы увидеть, насколько подвижны втулки, и определить плотность их прилегания. Металлические втулки должны иметь минимальный люфт. Раскачайте автомобиль, заставьте подвеску двигаться. Это поможет определить шумные втулки и соединения. Проверьте конечные звенья стабилизатора поперечной устойчивости, убедитесь, что крепление надежно.
Проверим амортизаторы и стойки
«Дребезг-тест», когда автомобиль заставляют прыгать на месте, обычно раскрывает многие тайны. Но тест-драйв в движении даст вам еще более точную картину состояния амортизаторов, стоек и верхних опор. Если они сильно изношены, автомобиль будет чрезмерно раскачиваться или, наоборот, станет жестко реагировать на малейшие неровности дороги. Может присутствовать и биение в кузов.
При осмотре амортизаторов и стоек следует искать:
- физические повреждения (сломаны крепления, погнуты стержни и т. п.);
- утечку жидкости;
- раздавленные, развалившиеся или треснувшие резиновые втулки;
- признаки физического контакта с другими элементами подвески, с выхлопной трубой и тормозными шлангами.
Любое из вышеупомянутых условий требует ремонта или замены проблемных деталей.
Не забудьте проверить дорожный просвет и тормоза
Измерение дорожного просвета скажет вам о провисании пружин и о необходимости их замены. Заметьте, мы говорим об измерении. Это значит, что вашего зоркого и быстрого взгляда будет недостаточно, чтобы позволить дальше всему идти своим чередом. Трудно увидеть небольшие, но существенные различия в высоте с разных сторон автомобиля, и практически невозможно без использования измерительного прибора определить, находится ли транспортное средство в пределах заводских допусков по дорожному просвету. Поинтересуйтесь тем, как клиент использует свое транспортное средство. Для некоторых условий эксплуатации требуется усиление пружин, что может обеспечить дополнительную грузоподъемность, а также улучшенную управляемость, например, при буксировке прицепа.
И обязательно нужно проконтролировать тормозную систему автомобиля, несмотря на то что она и не относится к подвеске. В дисковых тормозах проверяется остаточная толщина тормозного диска и его биение. Само собой, необходимо проверить и степень износа колодок, также нужно проверить, как колодки двигаются по направляющим осям скобы суппорта. Обратите внимание и на то, как суппорт отпускает колодки после нажатия педали тормоза: колесо должно вращаться ровно и бесшумно. Если по результатам диагностики диск был заменен, не забудьте предупредить автовладельца о необходимости обкатки новых тормозных дисков. Проводится она дважды или трижды на скорости 70 – 75 км/ч ровным и длительным нажатием на педаль тормоза, исключая полную остановку автомобиля. Эффективность барабанных тормозов проверяется в движении или на стенде.
На заметку:
Предупреждение: затягивая колесные гайки, не используйте противозадирные и другие смазки!
Необходимый крутящий момент на зажимной гайке колеса очень важен по трем причинам. Первая: он должен сдержать гайку от откручивания. Вторая: крутящий момент призван предотвратить перекос тормозного диска. Третья: он должен не допустить разрыва шпильки. Для окончательной затяжки гайки должен быть использован динамометрический ключ, и гайки должны быть затянуты с усилием, рекомендуемым спецификациями.
Внимание! Моменты затяжки рассчитываются для чистых и сухих гаек и шпилек. Это означает отсутствие на резьбе смазочных материалов любого вида. Смазки позволяют снизить трение, что может показаться хорошей мерой в предотвращении ржавчины и «оживлении» зажимных гаек, но снижение трения допускает приложение гораздо более серьезного усилия на зажимные колесные гайки (до 25% и выше). Конечным результатом может стать перекос тормозного диска или сломанные шпильки. Разумнее зачистить шпильки проволочной щеткой, удалив ржавчину и грязь. Если гайки сильно проржавели или имеют повреждения резьбы, лучше их заменить. То же самое касается и колесных шпилек.
При диагностировании подвески можно столкнуться с гудением подшипников. Причем, где гудит, сразу и не понять…
В этом случае можно воспользоваться специальным диагностическим устройством – стетоскопом. Оно предназначено для выявления состояния вращающихся пар в узлах подшипников, для оценки равномерности и длительности звуковых сигналов либо для оценки рабочего состояния узлов по характерным шумам.
Существует два вида стетоскопов: электронный и механический. Самыми простыми являются механические стетоскопы. Они относятся к «бюджетному» типу и ими часто пользуются даже обычные автолюбители. Электронный стетоскоп считается более качественным прибором, у него присутствует усилитель звука, а также высокочувствительный микрофон.
Естественно, что решающую роль в точности такой диагностики играет не только хороший слух диагноста, но и опыт, знания, способность к анализу и даже интуиция.