Компания DAV собрала специалистов алматинского автосервиса на двухдневный продуктовый семинар своего нового партнера – немецкой компании CTP GmbH & ProTec Deutschland.
Как сказал во вступительном слове менеджер по развитию восточного рынка CTP GmbH & Pro Tec Deutschland, технический консультант Оуссейни Савадого (Ousseyni Sawadogo), основным направлением деятельности компании является производство сервисных средств для станций технического обслуживания. Компания CTP была образована в 1988 году и на сегодняшний день представлена более чем в 100 странах мира. В ассортименте – средства для промывки двигателя, радиатора, топливной системы, а также средства, предназначенные для улучшения или стабилизации работы двигателя.
Большинство автолюбителей и профессионалов знают такие средства под более распространенным и одиозным именем – присадки. Отношение к ним далеко не однозначное, но скорее негативное. Поэтому некоторые пояснения ведущим семинара пришлось дать собравшимся в самом начале занятия.
– Да, добавлять в свежее масло присадку всегда было табу. И я согласен с тем, что любое из масел является с точки зрения его производителя продуктом самодостаточным, – сказал соведущий семинара российский представитель бренда PRO TEC Александр Красавцев. – Но нужно ведь понимать, что масло стареет и теряет свои рабочие характеристики, а кроме того, и режимы эксплуатации автомобилей могут сильно различаться. В сервисной книжке, кстати, об этом говорится, но не все помнят, что нужно в нее заглянуть. Различные режимы по-разному сказываются на ресурсе масла, а оно теряет свои свойства, стареет. Поэтому если автолюбитель исправно меняет масло, то присадки ему не нужны. Однако практика показывает, что, как правило, сроки замен отодвигаются за горизонт. Ну а если уж решил экономить, тогда нужно компенсировать потери другими средствами.
Первый день семинара был полностью посвящен знакомству с продуктами PRO TEC. Причем процесс этот не ограничился разглядыванием этикеток, а обернулся нешуточной экспериментальной деятельностью с постановкой химических и физических опытов, фиксированием реальных результатов работы средств.
Сразу стоит заметить, что ведущие представили лишь основные позиции из широкого ассортимента компании. По словам представителей CTP GmbH & Pro Tec Deutschland, все средства имеют сертификат TUF, подтверждающий их рабочие характеристики и безопасность для окружающей среды.
Вместе с маслом
Как известно, моторное масло смазывает, охлаждает, промывает и уплотняет систему. То есть надежды на него в связи с этим широким функционалом возлагаются немалые. Теперь давайте представим ситуацию, когда водитель, недавно поменявший масло в двигателе, достает щуп и видит на нем потемневшее масло. Что он может подумать? Что ему не полностью заменили старое масло на новое или не поменяли фильтр. Больше он на этот пункт замены не приедет. А дело может быть просто в том, что перед заменой масла систему не промыли, ведь как бы тщательно ни сливали старое масло, часть его все равно останется в двигателе.
Бывает, что автолюбитель решает залить после дешевого масла дорогое. Через некоторое время обнаруживает, что двигатель стал работать не лучше, а хуже. Автолюбитель возмущается, качественный дорогой продукт в его глазах теряет репутацию. И все опять же происходит потому, что хорошее масло смыло застарелые проблемы и запустило их в оборот.
Поэтому для СТО или ПЗМ незыблемым должно стать правило заливать новое масло только в чистый двигатель, тогда оно надолго сохранит свои рабочие свойства. Помимо этого стоит иметь в виду, что в новом автомобиле интервал замены масла длиннее, чем в старом. В Германии, например, чем старше автомобиль, тем чаще он проходит технический осмотр.
Несмотря на то что имеющиеся средства рекомендованы автопроизводителями, в среде автолюбителей существует стойкое предубеждение против промывки двигателя, сформировавшееся, видимо, тем, что после промывки отвалившиеся куски шлама и грязи в последующем могут забить масляные трубопроводы или может проявиться течь масла, так как частицы грязи порой служат дополнительным уплотнением к прокладкам.
Компания CTP предлагает сервисам средство для промывки Engine flush. Оно продается в упаковке по 375 мл и 5 л. Как объяснил ведущий семинара, особенность средства заключается в том, что оно эффективно растворяет возникшие загрязнения, осмоления и коксование в смазочной системе, на поршневых кольцах и цилиндрах, а также нейтрализует вредные для металла кислоты. За счет восстановления вязкости масла оно «реанимирует» уплотняющие характеристики, а значит, выравнивает компрессию в цилиндрах.
Для того чтобы убедить собравшихся в заявленном эффекте, ведущие провели химический эксперимент, в результате которого было продемонстрировано, как смытое средством Engine flush загрязнение растворилось в нем без видимой взвести и осадка. В пробирке же, где применялось конкурирующее средство, на дно выпал плотный осадок. Очевидно, что в пробирках результат выглядит довольно условным, так как в реальных условиях в двигателе, например, существуют еще такие факторы, как давление, трение и температура. Как пояснили ведущие семинара, убедиться, что средство работает, можно и просто замерив компрессию в двигателе до применения средства и после его применения, не меняя масла.
Средство предназначено как для бензиновых, так и для дизельных двигателей и работающих на газе. Его рекомендуется применять каждый раз при замене масла.
Вперемешку с топливом
Откуда в топливной системе появляется вода? Это конденсат, образующийся из воздуха, который постепенно заполняет то пространство бака, которое освобождается от сжигаемого двигателем топлива.
Попадая в топливо, вода не смешивается с ним, а занимает положение внизу. Удаление влаги из топливной системы представляется задачей трудоемкой и длительной. Для упрощения процедуры компания CTP предлагает средство Fuel Line Cleaner. Оно заливается до заправки, после чего бак заполняется топливом. Средство позволяет интегрировать воду в топливо, таким образом выводя ее из бака. Процедуру рекомендуется проводить при каждом плановом ТО.
Подобные средства, встраивающие воду в топливо, существуют давно, однако, как заверили представители CTP, основным действующим веществом в большинстве средств является спирт. Поэтому, чтобы наглядно продемонстрировать различия в работе презентуемого средства с его аналогами, в пробирке смешали сначала воду и бензин, затем добавили немного спирта. В статичном состоянии все три жидкости лежали в пробирке отдельными слоями, так как обладали различной плотностью. При взбалтывании вещества перемешались, превратившись в мутную жидкость. Оставив эту пробирку в покое, в другой топливо и воду смешали со средством Fuel Line Cleaner. После взбалтывания образовалась стабильная жидкость, выглядящая как эмульсия. Через некоторое время во второй пробирке смесь не изменилась, а в первой пробирке снова образовалось три слоя, такое положение выглядит угрожающе для топливной системы.
По мнению разработчика, средство Fuel Line Cleaner эффективно модифицирует конденсат в топливной системе автомобиля от бака до камеры сгорания, а кроме того, удаляет загрязнение и нагары, попутно образуя защитный слой от коррозии и ржавчины. Как заявляет производитель, средство не содержит спирта и компонентов, разрушающих катализаторы и турбокомпрессоры.
Смесь, содержащую топливо, воду и присадку, в ходе эксперимента подожгли, и она сгорела без остатка. Согласно комментариям ведущих семинара, у конкурентов компании тоже есть подобные средства, но если Fuel Line Cleaner решает сразу две задачи – удаляет воду из топлива и очищает систему, то другие производители решают эти вопросы двумя разными продуктами. Эксперимент показал также, что средство Fuel Line Cleaner очищает и фильтр. Упаковка емкостью 375 мл предназначена для топливного бака до 80 л.
Есть в ассортименте компании подобное средство и для дизельных двигателей с системой впрыска топлива Common Rail. Оно называется Common Rail diesel System Clean & Protect. Помимо всех перечисленных выше свойств оно, как заверяют представители компании, разрушает водяные пузырьки в дизельном топливе, препятствует появлению продуктов окисления и росту числа микроорганизмов, обеспечивает оптимальное распыление топлива и увеличивает КПД двигателя. Средство адресовано всем типам дизельных двигателей, в том числе с турбонаддувом. Упаковки в 375 мл достаточно для 80 л дизельного топлива.
В содружестве с хладагентом
Еще одно средство, которое было представлено на семинаре, предназначается для очистки системы охлаждения. Оно называется Radiator Oil Cleaner. Даже из названия понятно, что его роль заключается в удалении маслянистых отложений, вызванных, например, дефектом прокладки головки блока цилиндров, а также в удалении из системы осадка от охлаждающей жидкости и накипи.
Производитель уверяет, что применение средства вернет оптимальную производительность клапанам, термостатам и водяным насосам автомобиля. Использовать Radiator Oil Cleaner можно во всех замкнутых системах охлаждения, а после применения и слива необходимо промыть систему дистиллированной водой. Упаковки в 375 мл достаточно для 5–10 л рабочего объема.
Один на один с трением
Средство, по мнению его производителя, обеспечивающее минимальный коэффициент трения, вышло «на сцену» семинара под завывание стенда, на котором уже проявили свои качества некое моторное масло и присадка от конкурирующего производителя. Излишне говорить, что когда из баллончика с названием Nano Engine Protect & Seal ведущий брызнул на ось, даже максимальная нагрузка ей была нипочем. Шток с грузилами, лежащий на оси, не оставил на ней даже царапины, в то время как в опытах с маслом и конкурирующей присадкой были и остановки мотора, и критичные механические повреждения.
Со слов представителей CTP, секрет успеха представленного ими модификатора трения заключается в выстраивании между трущимися поверхностями высокоактивного нанобарьера, который в практическом применении обеспечивает антифрикционный эффект при холодном пуске двигателя, снижение шумности в его работе, увеличение КПД и срока службы.
Nano Engine Protect & Seal, безусловно, может пригодиться в аварийном режиме смазки, он совместим со всеми маслами. По мнению производителя, средство может использоваться в коробках передач и дифференциалах.
Прослушав теоретико-экспериментальную часть семинара, специалисты автосервиса сравнили увиденное и услышанное с имеющимся у них богатым опытом. И даже если химические опыты показались кому-то чудом, то технический склад мышления настаивал на том, что к чудесам нужно относиться осторожно. Во всяком случае, не полагаться на них целиком.
Впрочем, представители компании CTP GmbH & ProTec Deutschland тоже не позиционировали указанные выше средства как панацею от всех и всяческих проблем, настаивая на том, что PRO TEC – это лишь средства ухода за автомобилем.
Во второй день семинара состоялись практические занятия, где сотрудники сервисных станций увидели работу представленных средств в реальных условиях, на автомобилях.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал редакции