Недавно специалисты компании Bosch рассказали автомобилистам об эволюции такого важного инструмента, как автомобильный ключ. Не о рожковом или разводном, а о том, что до сих пор можно обнаружить в кармане большинства водителей.
Поводом к ретроспективе стало осознание скорой потери ключа, который не сегодня завтра окончательно станет анахронизмом, ведь современные автомобили запускаются кнопкой или вовсе дистанционно, а для того чтобы разблокировать двери машины, нужно просто к ней приблизиться, имея в сумке или в кармане мобильный телефон.
Виртуальный, цифровой ключ на смартфоне
Однако у большей части автомобилистов такой ключ еще сохранился. Как правило, выглядит он как брелок с радиосигналом, работающий на батарейке и блокирующий или отпирающий сразу все замки автомобиля. Некоторые из таких брелоков имеют складное металлическое жало, позволяющее отпереть автомобиль, открыв механический замок.
Беспроводной ключ дистанционного управления
До брелочного варианта, пришедшего в конце девяностых – начале двухтысячных годов, водители имели ключи классической формы, мало отличавшиеся от тех, которыми открывалась квартира. Этим ключом водители открывали отдельно каждую дверь, его же вставляли в замок зажигания, чтобы разблокировать рулевую колонку и запустить двигатель. Такой вариант автомобильного ключа на сегодняшний день можно было бы признать наиболее долговечным. На протяжении многих лет у различных автопроизводителей он приобретал видоизмененные формы, да и изготавливаться мог из драгоценных металлов с оформлением дорогими породами дерева или даже самоцветами, бриллиантами и стразами.
Ключ для королевы Ирана Сорайи
Экзотический золотой ключик, инкрустированный драгоценными камнями
Еще раньше, в 1960-х годах, водителям нужно было иметь на связке два автомобильных ключа, так как одним они отпирали двери автомобиля, а другим запускали двигатель.
Кстати говоря, закрывать автомобиль владельцы начали в 1920-х годах, когда кузова машин получили остекление и стали относительно недоступными для угонщиков и желающих стащить что-нибудь из салона. А вот пускатель зажигания существовал самостоятельно. Он блокировал электроцепь и рулевое колесо – это было высокой технологией того времени.
Еще чуть раньше, а именно в 1910 году, ключ в автомобиле появился в качестве средства предотвращения угонов, им отключалась электрика. Но к запуску мотора ключ отношения еще не имел, двигатель запускался отдельно.
Первый автомобильный ключ — 1910 год
А что же было в те времена, когда ключа вовсе не было? В 1900 году, например, автомобиль, в который мог без труда проникнуть любой желающий, заводился посредством последовательного проведения около десятка манипуляций, известных только шоферу. Включение зажигания, например, производилось поворотным переключателем, а двигатель запускался специальной кривой металлической ручкой, с помощью которой вращался коленвал. В этом деле требовались и физическая сила, и сноровка, чтобы не подставить руку под удар «кривого стартера», когда мотор заводился. Между прочим, старшее поколение автолюбителей наверняка знакомо с этим приспособлением, которое в советском автопроме дожило до 90-х годов прошлого века.
Центральный замок — середина 1990-х годов
В общем, очень радует, что за сотню лет процесс запуска двигателя существенно упростился. Ключ в этом деле сыграл ведущую роль. Но дело уже идет к тому, что автомобиль будет реагировать на комплекс индивидуальных биометрических параметров владельца – радужную оболочку глаза, отпечатки пальцев и голос. Они, по-видимому, и станут вскоре нашими ключами.
Система бесключевого доступа
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал производителей