30 ноября 2020
Технологии

Двигатель, поумерь аппетит!

6797FINAL

Превосходных результатов в экономии топлива удалось добиться изобретателю, который толком ничего не знал о двигателях. Тем не менее компании Delphi и Tula теперь в сотрудничестве осваивают и совершенствуют новую технологию, позволяющую экономить 15 – 20% топлива.

История такова. Изобретатель Адия Трипати, родившийся в городе Бенарес (Индия), окончил Стэнфорд и Беркли. Основной вектор его деятельности лежал в сфере разработок микросхем. Одно из его детищ даже сделало изобретателя известным среди меломанов и радиолюбителей в конце 1990-х годов. Это была недорогая микросхема, придававшая звуку теплые обертоны и объемность. Схему отметили в издании «Рейтинг 25 микросхем, которые изменили мир».

И вот в 2008 году Адия Трипати вдруг начал работу над совершенствованием ДВС. Ну какая тут может быть связь?! Все объединяет простая идея: в двигателе внутреннего сгорания очень многое зависит от топливно-воздушной смеси. Подачу воздуха контролирует дроссельная заслонка, которая основную часть времени закрыта, и топлива в камеры поступает больше, чем воздуха. Трипати решил перевернуть все с ног на голову. Он почти полностью открыл дроссельную заслонку и посредством электроники стал управлять работой цилиндров: отключал некоторые из них, когда не требовалась максимальная мощность двигателя.

Компания Tula принялась развивать идею и в результате получила систему управления цилиндрами, которую назвали Dynamic Skip Fire. К работе подключилась и компания Delphi, при этом лабораторными опытами все не закончилось. Для практических испытаний был предоставлен внедорожник GMC Yukon Denali. Исследователи констатировали, что для поддержания скорости 110 км/ч при движении по автомагистрали «Юкону» с его V-образной восьмеркой объемом 6,2 л необходима мощь всего в 30 лошадей, то есть лишь малая часть его 403-сильного табуна. Вот и выходит, что концепция переменного количества работающих в двигателе цилиндров как нельзя кстати.

6779FINAL

Идея кажется одновременно и необычной, и нормальной. Электроника отслеживает параметры 32000 раз в минуту, неустанно выстраивая оптимальное число работающих цилиндров в зависимости от потребностей и без какого-либо ущерба для динамики.

Автомобиль GMC Yukon Denali в ходе получасового эксперимента двигался по кольцевому маршруту в предместьях Лос-Анджелеса. Средняя скорость составляла 33,8 км/ч с ускорениями до 90 км/ч, было сделано 23 остановки. Машина ехала в среднем на 2,4 цилиндра, при этом двигалась тихо и плавно, без рывков и вибрации. Нехватки оборотов тоже не ощущалось, так как циклы включения и выключения происходили в двигателе очень быстро.

Никаких изменений незаметно – а экономия топлива на 17% есть! Данная технология, по заверению исследователей, может применяться на различных силовых агрегатах, в том числе на турбированных двигателях GDI.

Автомобильная промышленность на сегодняшний день активно ищет подобные продуктивные решения, и Delphi совместно с Tula уже предлагают технологию Dynamic Skip Fire всем ведущим мировым автопроизводителям. Однако разработки по изучению и совершенствованию описанных процессов компаниями Delphi и Tula еще не завершены, ведется активная работа. По ее завершении инновацию планируется продемонстрировать на автомобиле среднего класса с 4-цилиндровым наддувным двигателем объемом 1,8 л.

Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал производителей

Похожие материалы

Шелуха – не мусор, а сырье

admin

Электромотор в Mini

admin

Пока сложно, но уже можно

admin

Оставить комментарий