23 ноября 2024
Репортаж

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Nissan Qashqai в Питере делают так…

В начале февраля на санкт-петербургском заводе Nissan было запущено производство последней версии кроссовера Qashqai. По этому поводу на предприятие пригласили большую международную группу журналистов, в числе которых был и корреспондент нашего журнала.

Совсем недавно, в октябре 2018 года, мы сообщали читателям о начале производства в Санкт-Петербурге обновленной версии Nissan X-Trail. Это событие тоже стало значимой вехой в истории завода, который летом отметит 10 лет со дня выпуска первого автомобиля. Несмотря на то что предприятие является самым молодым в семействе бренда, завод дважды был назван лучшим по качеству продукции среди всех заводов Nissan в мире – в 2012 и 2013 годах.

В прошлом году санкт-петербургский завод Nissan установил рекорд, произведя 56 525 автомобилей и превзойдя показатель 2017 года на 23%. В общем же с момента запуска завода в июне 2009 и до января 2019 года коллектив предприятия выпустил 357 602 автомобиля. Сейчас на заводе работает одна линия, на которой может производиться до пяти различных моделей автомобилей.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

По мнению генерального директора завода Nissan в Санкт-Петербурге Игоря Бойцова, появление на рынке новых моделей Nissan подтверждает технологические возможности молодого предприятия и высокие компетенции его сотрудников. Это, конечно же, обеспечивает бренду и значимое конкурентное преимущество.

С обновленной версией Nissan Qashqai автолюбители уже успели ознакомиться довольно основательно, поэтому, не останавливаясь на модели подробно, лишь напомним некоторые наиболее значимые нюансы. Машина получила дополнения в экстерьере, в отделке салона и в оборудовании. В частности, обновленная модель получила систему экстренного торможения Forward Emergency Braking (FEB) и систему, реагирующую на препятствия при движении задним ходом Rear Cross Traffic Alert (RCTA).

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Помимо обновления как такового автомобиль, выпускаемый на санкт-петербургском заводе, дополнен практичным и функциональным пакетом адаптации к реалиям стран Таможенного союза. Предварительно изучив мнения пользователей текущей модели, инженеры технического центра Nissan доработали шумоизоляцию новой версии кроссовера, добавив шумопоглощающие вкладыши в передние крылья, в колесные арки и в моторный отсек. Они также сделали более комфортной подвеску и приспособили машину к суровым зимним условиям. Помимо этого на заводе в обновленный Nissan Qashqai устанавливают мультимедийную систему «Яндекс.Авто» с навигацией и голосовым управлением.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Самый молодой в европейской производственной семье Nissan завод в Санкт-Петербурге, конечно же, соответствует передовым технологическим стандартам. Здесь на всех стадиях широко применяются цифровые технологии, автоматизация и робототехника. Работать наиболее продуктивно, с полной отдачей сотрудникам помогает объединение всего оборудования завода в единую сеть, которая контролируется диспетчерами. Благодаря искусственному интеллекту и системе видеонаблюдения производственные операции выполняются строго по регламенту, и даже малейшие отклонения на наиболее ответственных участках считаются недопустимыми. Система компьютерного управления автоматически отслеживает даже соблюдение стандартов в документообороте, проводит аналитические операции и без участия человека выдает точные статистические отчеты, фиксирует показатели работы отдельных смен, бригад и цехов.Когда рабочим требуются какие-либо вспомогательные приспособления, их изготавливают тут же, на месте, из полимерных материалов с помощью 3D-принтера, экономя массу времени, которое могло бы уйти на заказ аналогов у сторонних производителей.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Контролирующие производственный процесс машины наделены функцией обучаемости и так называемым техническим зрением. Поэтому компьютер может, например, проанализировать изображение колес, полученное с камер, и сравнить его со спецификацией автомобиля.

Детали и узлы, различные комплектующие перемещаются по цехам на автоматических транспортировщиках с электроприводом. Эти юркие тележки двигаются на небольшой скорости и совершенно бесшумно. Если в небезопасной близости обнаруживаются предметы или люди, транспортеры сигналят или даже полностью останавливаются, когда препятствие продолжает мешать движению. Движение погрузчиков и транспортировщиков на заводе интенсивное, причем транспорт имеет приоритет. Зоны для передвижения сотрудников по заводу отмечены желто-зелеными дорожками, на поручни перил, на ограждения и парапеты тоже нанесена яркая разметка. На одном из таких ограждений мое внимание привлек плакат следующего содержания: «Одна минута нашей работы влияет на 8 лет владения автомобилем». Смысл этой арифметической формулы наш экскурсовод пояснить мне не смог. Однако все стало понятно, когда мы вернулись к исходной точке нашего двухчасового путешествия по заводу и над головой я заметил такое изречение: «А вы знали? В среднем клиент владеет автомобилем 8,1 года, проезжая 99 306 км».

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Все цеха завода прекрасно освещены и хорошо вентилируются, специфических запахов тут не чувствуется. Кстати говоря, как нам рассказали, потребление различных ресурсов на предприятии тоже централизовано и расход электроэнергии, газа, воды и сжатого воздуха ежечасно контролируется по 500 точкам. Подавляющее большинство приборов освещения на заводе, до 80%, оснащено светодиодными лампами.

В ходе экскурсии по заводу журналисты посетили зону проверки базовых навыков, где кандидаты на трудоустройство проходят двухэтапные тесты – теоретические и практические – на специальных стендах. Раз в год Nissan проводит олимпиаду по базовым навыкам. На это соревнование съезжаются специалисты со всего мира.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Журналисты также побывали в штамповочном и кузовном цехах, на участках монтажа приборных панелей и сборки дверей, на участке контроля качества окраски кузова. И увидели на экране ролик о том, как автомобили Nissan Qashqai приобретают защитное и лакокрасочное покрытие. В этом сложном процессе больше всего заинтересовало то, что краски, которые наносят на машины, созданы на водной основе и поэтому не причиняют вреда окружающей среде.

В декабре 2014 года были запущены цеха по производству пластиковых изделий и цех штамповки кузовных панелей. В цехе штамповки была произведена первая деталь – панель крыши Nissan Qashqai, на ней оставили свои автографы многие участники того знаменательного события. Высота цеха штамповки составляет 22 метра, а площадь сравнима с площадью футбольного поля – 9 тыс. кв. метров. На линии штамповки расположены четыре механических кривошипно-шатунных пресса общим усилием 5400 тонн. На первом, наиболее мощном прессе с усилием в 2400 тонн производится вытяжка металлической заготовки. На трех меньших прессах выполняется обрезка и калибровка заготовок, сгибание и пробивание отверстий. Сталь, применяемая в работе, изготавливается в России. На складе площадью 4 тыс. кв. метров могут храниться до 50 тыс. различных штампованных деталей.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Готовые штампованные панели поступают в кузовной цех, где они свариваются в определенной последовательности. Таким образом формируется кузов автомобиля.

В июле 2013 года на заводе было запущено производство автомобилей по актуальному плану. До этого автомобили изготавливались по 12 штук одной модели и в одной комплектации. Переход на индивидуальную поставку деталей позволяет собирать машины любой модели в любой последовательности. Это потребовало полностью перестроить систему сортировки и доставки комплектующих на линию. Оператор собирает в тележку только те детали, которые необходимы для сборки определенного автомобиля. Он сверяется с электронной базой данных и нажатием на кнопку сообщает, что та или иная деталь ушла в производство. Система электронного учета позволяет избежать ошибок и помогает контролировать процесс наполнения тележек деталями.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

В зоне подсборки двигателей моторы в подвешенном состоянии перемещаются по монорельсовому конвейеру, а необходимые комплектующие рабочим поставляют автоматические электротранспортировщики, которые двигаются по магнитной ленте, проложенной по полу заводских цехов. Эта небольшая, но сильная машинка может нести груз до полутора тонн.

В цехе сварки, запущенном в 2014 году, производится ручная и роботизированная контактная сварка кузовов X-Trail, Qashqai и Murano, роботизированная вальцовка навесных элементов, приварка крепежных элементов, а также нанесение клеев и герметиков. В общей сложности на двух линиях цеха установлено 38 сварочных роботов. На каждый кузов ставится примерно 3200 сварных точек. В две смены в цехе трудятся около 300 человек. За смену выпускается до 130 кузовов.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

Самое яркое освещение организовано на участке контроля качества, где визуально, тактильно и с помощью специальных приборов проверяется ширина зазоров, точность подгонки деталей кузова и другие важные параметры автомобилей. Конечно, специалисты проверяют здесь не всю партию автомобилей, а лишь единичные случайно выбранные экземпляры.

Отдельное интересное направление в работе завода – установка дополнительного оборудования. Комплектация автомобилей различными аксессуарами здесь производится быстрее, качественнее и дешевле, чем в дилерских центрах. На эти работы также распространяется стандартный контроль качества. Данный участок был запущен совсем недавно, в 2017 году, и первой из освоенных операций стала установка защиты картера. В 2018 году здесь наладили комплектацию моделей X-Trail и Qashqai системой «Яндекс.Авто».

Nissan Qashqai в Питере делают так…

По окончании экскурсии журналисты приняли участие в церемонии, посвященной старту производства нового Nissan Qashqai, организованной в одном из цехов завода. Важность этого события подчеркнули в своей речи присутствовавшие здесь вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин и генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ясумаса Иидзима. В ходе выступления официальных лиц прозвучали планы о наращивании локализации в производстве автомобилей, об обучении на заводе поставщиков.

Nissan Qashqai в Питере делают так…

В заключение нашего повествования стоит напомнить, что автомобили, выпускаемые в Санкт-Петербурге, поддерживаются трехлетней гарантией (или 100 тыс. км). Гарантия на отсутствие сквозной коррозии кузова составляет 6 и 12 лет у различных моделей. Продажи обновленного Nissan Qashqai питерской сборки стартуют уже через несколько месяцев. Точные даты, комплектации и цены автомобиля будут объявлены позднее.

Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал редакции и компании Nissan

Похожие материалы

International Auto Expo 2024

admin

KazAutoExpo – с опорой на два колеса

admin

«ИНТЕРАВТО-2024» – как это было

admin