23 ноября 2024
Репортаж

Масла с сибирским характером

В Год качества, объявленный российской компанией «Газпром», специалисты подразделения «Газпромнефть – смазочные материалы» пригласили международную делегацию журналистов на одно из крупнейших и технологичных предприятий отрасли – Омский завод смазочных материалов. В составе делегации, в которой были коллеги из Азербайджана, Греции, Чехии и Казахстана, на предприятии побывал и корреспондент нашего издания.

Повод для встречи на сибирской земле был самый естественный для тех, кто производит широко известную качественную продукцию, – желание показать гостям, где, кто и как делает автомобильные масла, одобренные к применению ведущими производителями, такими как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Renault, Cummins, MAN, КамАЗ и другие.

Омский завод смазочных материалов (ОЗСМ) находится на территории Омского нефтеперерабатывающего завода, который начал свою работу в 1955 году, а сегодня выпускает моторное топливо наивысшего экологического класса – Евро-5. Десять лет назад производственное подразделение «Газпромнефть – смазочные материалы» выделилось на территории НПЗ в отдельное предприятие. Тогда российский рынок масел целиком и полностью зависел от импортной продукции. Страна нуждалась в собственном производителе, способном двигаться в темпе, навязанном техническим прогрессом. Приняв вызов времени, компания «Газпром» инвестировала 74 миллиона долларов в организацию подразделения «Газпромнефть – смазочные материалы», перед которым была поставлена амбициозная задача к 2020 году стать одним из ведущих игроков на рынке смазочных материалов России, стран СНГ и Восточной Европы.

Омский завод смазочных материалов

Необходимо заметить, что к моменту появления предприятия «Газпромнефть – смазочные материалы» на Омском НПЗ существовало производство масел, но его техническое оснащение и качество выпускаемой продукции были даже близко не сопоставимы с тем, что выпускает завод сейчас. К 2010 году предприятие столкнулось с проблемой дефицита мощностей, и этот год стал началом технического перевооружения. Началось проектирование и строительство помещений для смешивания, затаривания, хранения и отгрузки масел.

В результате последовательных шагов завод смазочных материалов приобрел максимальную мощность, доходящую до 300 тыс. тонн продукции в год, ассортимент же насчитывает около 280 наименований масел – моторных, трансмиссионных, бытовых, индустриальных и судовых. Территория ОЗСМ сегодня составляет около 24 кв. км, с севера на юг она протянулась на 6 км, с запада на восток – на 4 км.

Омский завод смазочных материалов

В 2013 году завод смазочных материалов выпустил на рынок автомобильные масла «Газпромнефть». В отличие от более дорогих премиальных масел эти продукты ориентированы на массовый сегмент. Сырьем для производства масел служит масляный дистиллят, поступающий с Омского НПЗ, а далее в дело вступают специалисты, техника и технологии завода смазочных материалов.

Как известно, в производстве технических масел все ведущие мировые производители используют примерно одинаковый набор компонентов. Разница может заключаться в рецептуре и условиях производства. На омском предприятии, например, есть система фильтров с размером ячеек всего 3 микрона. Она обеспечивает 10-й класс чистоты продукта, что соответствует показателям лучших образцов масел ведущих производителей.

Предприятие состоит из двух основных зон – сырьевой и производственной. Начальник комплекса фасовки товарных масел Виталий Ветлугин провел делегацию журналистов по участку смешения масел, показал склад вспомогательных материалов и пустой тары, участок фасовки, а также склад готовой продукции.

Омский завод смазочных материалов

Участок смешения масел был запущен в 2014 году. Основной принцип – минимизация участия человека в производстве, поэтому участок почти полностью автоматизирован и что-то испортить здесь, по утверждению сопровождавшего нас начальника комплекса, можно только намеренно, по злому умыслу. Все этапы тщательно контролируются техникой, и на каждом из них возможна остановка процесса, если обнаруживается какая-либо ошибка.

На сегодняшний день производство сертифицировано по пяти международным стандартам качества, экологичности, энергоэффективности и охраны труда. Завод часто посещают европейские специалисты, которые контролируют процесс и периодически подтверждают качество масел. На предприятии нередко бывают студенты и школьники, дистрибьюторы, зарубежные коллеги. В ходе экскурсии по заводу нам не однажды приходилось видеть группы людей разного возраста, с интересом разглядывающих сложные переплетения труб, огромные емкости и юркие погрузчики, которые то тут, то там периодически напоминали о своем присутствии сигналами.

Омский завод смазочных материалов

Еще одна примечательная деталь производственной линии – самозачистной трубопровод, в который после приема одного продукта через приемно-отправной узел запускается специальный поршень, или, как его здесь называют, чушку. Она, двигаясь по трубопроводу, очищает его, подготавливая к приему другого продукта. По признанию нашего сопровождающего, эта технология поначалу вызывала опасения, сотрудники боялись, что поршень может застрять в трубопроводе. Но в результате все оказалось хорошо. Технология сэкономила прокачные масла и сберегла много времени.

Рецептура масел заложена в компьютер, поэтому даже если оператор допустит ошибку, электроника заблокирует процесс изготовления масел, пока не будут восстановлены заданные показатели. Весь процесс отражается на мониторах операторов в виде разнонаправленных потоков. Система сама точно дозирует присадки, учитывает объем продукта, находящегося в трубопроводе, показывает количество готового масла на выходе. После приготовления образцы масел обязательно отправляются в лабораторию, где производится контроль по 27 показателям. Если обнаруживаются отклонения, сигнал об этом незамедлительно получает оператор на линии.

Присадки поступают на завод как в бочках, так и в контейнерах или в вагонах-цистернах. Особенность изготовления масел на Омском заводе смазочных материалов состоит еще и в том, что смешение части присадок и компонентов масел здесь осуществляется в потоке. Это дает равномерное постепенное введение ингредиентов, некоторые из них вводятся под определенным давлением, в разогретом состоянии и с другими особенностями. Затем в миксерах, которых на предприятии восемь, происходит окончательное смешивание. Все миксеры распределены по группам масел – моторных, трансмиссионных и так далее, а еще под всеми ними находятся весы.

Омский завод смазочных материалов
Присадки, поступающие на завод в бочках, сначала прогреваются в специальных шкафах. На каждую присадку задается своя температура нагрева

Сначала готовятся более вязкие масла, потом остальные – в порядке убывания их индекса вязкости. После получения одобрения из лаборатории готовые масла поступают в вертикальные емкости временного хранения либо сразу откачиваются на фасовку. Лабораторный контроль продукция проходит также после временного хранения и перед фасовкой.

Канистры по 10, 20, 30, 50 литров – привозные, они приходят на завод упакованными в специальные целлофановые пакеты, чтобы внутрь не попадали пыль и влага. Бочки также поступают закрытыми. Канистры по 1, 4, 5 литров производятся на самом заводе.

Оператор фасовочного цеха задает параметры продукта и объем тары, далее происходит залив масла, контроль веса и закупорка. Если компьютер обнаруживает недостаток веса, канистра сталкивается с конвейерной ленты в специальный отводной канал. Этикетка тоже наклеивается автоматически. Горловины канистр по 10, 20, 30 и 50 литров запаиваются специальным вкладышем.

Омский завод смазочных материалов

Активизация деятельности «Газпромнефть – смазочные материалы» и растущая популярность продукции среди автолюбителей не только обернулись для компании положительными эмоциями, но и принесли обеспокоенность, связанную с появлением на рынке подделок. Тогда наиболее ходовым канистрам по 4 и 5 литров был придан уникальный код, который проверяется через SMS-сообщение и сразу после этого автоматически удаляется из системы.

На одной из фасовочных линий осуществляется наполнение бочек. Причем и здесь контроль веса осуществляется очень строго, до 0,5% от общего веса. Если показатель в бочке выходит за рамки этой погрешности, срабатывает светозвуковая сигнализация и линия розлива останавливается.

Масло в литровых канистрах упаковывается в коробки, которые склеиваются здесь же. Затем робот-укладчик подает поддон и стройными рядами укладывает на него коробки. Количество рядов и расположение коробок на поддоне оператор может задавать на компьютере. Для того чтобы обезопасить процесс, вдоль конвейерной линии установлены решетки и объемные датчики, которые останавливают линию, если человек попадает в зону опасной близости с работающими машинами.

Омский завод смазочных материалов

На складе завода практикуется как напольное, так и стеллажное хранение, здесь работает около 20 человек. После того как водитель погрузчика отсканировал погрузочную этикетку, данные попадают в систему управления складом, и далее путь продукции можно отследить вплоть до конечного потребителя.

Узкопроходная система хранения позволяет обеспечить высокую плотность размещения продукции. Каждая ячейка, каждый поддон и проход, каждое транспортное средство здесь маркируется штрихкодами. Данные от операторов погрузчиков поступают по Wi-Fi в терминалы сбора данных, где операторами на рабочих станциях устанавливаются приоритеты перемещения грузов.

Погрузчики-штабелеры могут двигаться одновременно вверх и по горизонтали, то есть подниматься или опускаться по диагонали. Высота подъема составляет 9,6 м, причем вместе с грузом к месту размещения поднимается и кабина с оператором. Это удобно в случае проведения инвентаризации. Погрузчик прямо в проходе может вращать платформу с маслом на 180 градусов. Комплекс оборудован железнодорожным подъездом, позволяющим загружать сразу пять вагонов. Кроме того, конечно же, присутствуют порты загрузки крупнотоннажных автомобилей и железнодорожных контейнеров. Среднесуточные объемы отгрузки готовой продукции составляют 530–570 тонн, среднемесячные – около 13,5–14 тысяч тонн. Продукция отсюда уходит на Дальний Восток, в Западную и Восточную Сибирь, в Казахстан и Киргизию.

Омский завод смазочных материалов

Основными принципами работы Омского завода смазочных материалов являются выпуск качественной продукции, оперативные поставки и высокий уровень обслуживания. Хорошее масло всегда требует высокого уровня развития сервиса, поэтому компания «Газпромнефть – смазочные материалы» инициировала международный проект, благодаря которому в России и за ее пределами появилась авторизированная сеть станций оперативного обслуживания легковой и грузовой техники G-Energy Service. Ведь потребитель сегодня хочет получать не только качественный продукт, но и качественное обслуживание силами квалифицированных специалистов. Такие станции уже несколько лет работают в Астане и Алматы, впрочем, масла «Газпромнефть» мне доводилось встречать на самых разных пунктах замены масел – от дорогих и пафосных до заурядных.

Теперь, замечая где-либо логотип «Газпромнефть», я еще долго буду вспоминать замысловатые хитросплетения труб омского завода и с особой благодарностью – специалистов этого предприятия, которые так терпеливо, подробно и интересно разъясняли нам сложные процессы.

Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал редакции

Похожие материалы

International Auto Expo 2024

admin

KazAutoExpo – с опорой на два колеса

admin

«ИНТЕРАВТО-2024» – как это было

admin