Наверное, мы слишком хорошо знакомы с проблематикой выхода из строя свечей накаливания, чтобы видеть за ней еще что-либо. А между тем затрудненный запуск с белым дымом выхлопа дизельного двигателя может свидетельствовать о необходимости замены блока управления свечами накаливания.
Как правило, проблема эта возникает в период первых серьезных похолоданий, в промозглую, сырую погоду. Двигатель бывает сложно запустить, а если он и запускается, то из трубы валит густой белый дым, в котором содержится большое количество несгоревшего топлива. По причине пропусков зажигания возникает снижение мощности двигателя. Пропуски зажигания – это неэффективное использование топлива и вредные выбросы в атмосферу, явление само по себе не радостное в свете более строгих правил, введенных в мае 2018 года. Но и ресурс двигателя тоже терпит убыток из-за неравномерной нагрузки.
Блок управления свечами накаливания контролирует оптимальную температуру сжатия для обеспечения эффективного холодного пуска. В новейших блоках управления используются микропроцессоры, анализирующие различные сигналы, поступающие от двигателя, и на их основании регулирующие работу свечей накаливания. Это может сказываться на моментах подачи напряжения, на их продолжительности в зависимости от различных параметров двигателя. Это сложнее, чем может показаться, поскольку требования различаются во время предварительного нагрева, в прогретом двигателе и в режиме ожидания, в течение которого двигатель должен быть запущен, а также после нагревания в качестве средства обеспечения улучшенного контроля выбросов. Несовершенное согласование этих условий и производительности может привести к плохому пуску и неравномерной работе.
Отказ модуля управления свечами накаливания вызывает те же симптомы, что и неисправные свечи. Поэтому мастер меняет именно их или же дизельные форсунки, в то время как первопричиной является некорректно работающий модуль управления.
Однако начинать диагностику проблемы затрудненного запуска специалисты рекомендуют все же со свечей, так как это более простая процедура, чем диагностика блока управления. Довольно надежным тестом является подключение 12-вольтной контрольной лампы к положительной клемме аккумулятора, отсоединение проводов от каждой свечи накаливания и прикосновение зондом контрольной лампы к клемме свечи. Если лампа не загорается, свеча накаливания требует замены. Кроме того, конечно же, существуют профессиональные устройства для проверки свечей накаливания, которые еще более упрощают манипуляции.
Свечи накаливания рекомендуется менять через каждые 100 тыс. километров пробега. Такой же интервал замены рекомендован и для блока управления. Но и блок можно проверить, замерив напряжение, идущее от аккумулятора на выходные клеммы блока. Оно должно равняться 12 вольтам, падение напряжения более чем наполовину от этого значения обычно означает, что пришло время замены блока.
Когда дело доходит до установки новых компонентов, то здесь у специалистов нет двух мнений. Они едины в том, что устанавливать необходимо только детали высочайшего качества, так как в противном случае можно поставить под удар производительность и надежность двигателя, получить оплавление свечи накаливания, приваривание детали к головке цилиндра и другие неприятности, затрудняющие демонтаж и значительно увеличивающие время работ по замене.